Традиция чеканки императорских портретов на старинных римских монетах

  • 2013-01-02



    Уже не одно десятилетие огромным спросом среди коллекционеров пользуются древние монеты с качественным изображением портретов римских императоров. Как правило, такие портреты выполнялись невероятно точно, поэтому они вызывают восхищение современников и заставляют задуматься об исторических судьбах людей, некогда владевших крупными государствами.

     

    Каждый император обладал правом чеканки собственных монет – оно было неотъемлемым атрибутом всех полномочий, переданных владыке народом. По этой причине на лицевой стороне старинных монет содержался не только портрет правившего императора, но и его имя и название всех титулов, которых он был удостоен. Огромное значение придавалось точности воспроизведения портрета императора: государственные органы проводили тщательный контроль как при создании, так и распространении живописных «образцов». Кроме того, все мастера, занимавшиеся изготовлением форм и чеканкой монет, работали под присмотром официальных представителей.

     

    Чеканщики, несанкционированно изменявшие даже малейшие детали изображений на монетах, сразу же превращались в государственных преступников, «оскорбивших императора». Особенно строго судили фальшивомонетчиков, помещавших на свою продукцию неутвержденные императором портреты.

     

    Традиция чеканки монет с портретами живых людей формировалась одновременно с утверждением монархии в Риме. Первым императором, начавшим историю монетного обращения на территории этой страны, стал Гней Помпей Магн. Однако при его правлении так и не появились экземпляры с его портретом: изображение Помпея начали чеканить на старинных монетах гораздо позже, уже при правлении его сыновей.

     

    Первым императором, при жизни удостоившимся помещения своего портрета на монету, был Юлий Цезарь. Такие предметы старины появились незадолго до его гибели. Цезарь, получивший имя «постоянного диктатора» появился на монетах в лавровом венке и тоге, напоминавшей о его важнейшей должности понтифика Рима. После смерти диктатора портретов Цезаря на римских монетах стало намного больше. Вместе с такими экземплярами в обращение поступали монеты с портретами здравствовавших правителей, унаследовавших власть и славу величайшего полководца. Сначала стали чеканить изображения Марка Антония, затем – Октавиана Августа, подлинного основателя императорского Рима.

     

    Во время правления Августа на монетах появились изображения многочисленных членов его императорского семейства. Такую традицию открыли сестра Августа и его жена. С того времени портреты императоров, их сыновей, дочерей, жен и матерей стали привычными для населения. Они превратились в исторические предметы римского искусства, позволявшие проследить художественные традиции нескольких столетий. Каждая отдельная древняя монета отличалась своими стилистическими особенностями и соответствовала новым иконографическим тенденциям.

     

    С усилением влияния греческой культуры при правлении Адриана практически все императоры изображались на монетах с пышными бородами и прическами. Портреты в большинстве случаев исполнялись в профиль, обязательно обращенный в правую сторону. Император этого времени был представлен в тоге и лавровом венке, свидетельствовавшем о его величии.