Плакаты и открытки А. Апсита – выдающиеся произведения отечественной графики

  • 2012-12-14



    Одним из известнейших авторов советского революционного плаката и автором многочисленных открыток считается Александр Апсит. Его листы по праву относят к наиболее выдающимся достижением отечественной графики. Апсит обладал уникальным даром – он умел создавать плакаты при помощи понятных и простых графических символов. Его мастерство оттачивалось годами – прежде чем ему удалось создать плакат «Грудью на защиту Петрограда», он долгое время создавал иллюстрации к дореволюционным журналам, а также делал рисунки к открыткам.

     

    Рисование начало интересовать Апсита еще с юных лет, когда он стал заниматься копированием произведений русских пейзажистов. Это позволяло Александру получать неплохой заработок, который со временем был потрачен на обучение рисованию и живописи. В мастерской он проучился лишь год, и, приняв предложение своего друга Ольшанского посетить святую гору Афон, расположенную в Греции, он покинул Россию. Спустя девять месяцев друзья разругались и Апсит был оставлен в Греции без каких-либо средств для существования. Чтобы хоть как-то заработать на пропитание, он поступил послушником в монастырь, где выполнял росписи.

     

    Когда художник все же вернулся в Петербург, его уже причислили к погибшим. Вскоре Апсит смог восстановить свою профессиональную художественную работу. Его приняли иллюстратором в журнал «Родина», где он выполнял восхитительные работы гуашью. В течение ночи Апсит мог создавать по несколько рисунков. Его продуктивность в работе не осталась без внимания – вскоре его заметил редактор уже известного на то время журнала «Нива».

     

    Работая в журналах, Апсит параллельно создавал акварели и рисунки для открытых писем. Его старинные открытки содержали традиционные народные сценки, в которых очень точно улавливался характер людей, порой выражавшийся в юмористической форме. Первые почтовые карточки Апсита были посвящены боярышням в национальных русских костюмах. Такие предметы старины со временем стали пользоваться большой популярностью у коллекционеров открыток и у простых покупателей. Аспит, работая в Москве, продолжал выполнять множество заказов, среди которых были не только открытки, но и иллюстрации к произведениям классиков и рекламные плакаты для российских промышленных фирм.

     

    Некоторые рекламные рисунки воспроизводились и на открытках. Одной из наиболее популярных стала серия забавных произведений Апсита с рекламой французской ваксы. Его открытки и плакаты были понятной и доходчивой рекламой, усиливавшей влияние на покупателя благодаря небольшим шутливым стишкам. Художник в своей работе неоднократно использовал карикатурный жанр.

     

    В начале прошлого столетия он исполнил целую серию черно-белых карикатур, на тему войны 1812 года. Героизму русского народа Аспит посвятил множество акварелей, выполненных «быстрой рукой» посредством раскрашивания контурного рисунка. Его произведения были декоративными и эффектными, а умение работать быстро делало Апсита специфическим художественным «рупором» эпохи.