Русская тройка – национальная упряжка, ставшая символом страны
-
2012-12-12
Говоря о тройке лошадей, запряженных в сани или повозку, конечно же, вспоминается Россия с ее суровыми зимами, бескрайними полями и великолепной природой. Русская тройка – старинная конная упряжка, уже несколько столетий считающаяся символом страны. Это транспортное средство в традиционном виде появилось в середине восемнадцатого столетия, а ранее упряжная езда на территории России производилась только в две или одну лошадь.
Уже во второй половине семнадцатого столетия почтовая тройка зарекомендовала себя как скоростной и выносливый вид транспорта, с хорошей проходимостью и большой грузоподъемностью. В начале девятнадцатого века тройку официально узаконили для перевозки пассажиров, курьеров и почты по широким дорогам. Традиционно тройка запрягалась в телегу, сани, тарантас, кибитку, а порой даже в карету или возок.
В это время русская тройка достигла повсеместной популярности. Иностранные гости, попробовавшие езду на тройке, утверждали, что более быстрой и лихой езды просто не существует. Такие предметы старины, как повозки, запряженные тройкой, стали олицетворением не только русской удалой езды, но и русской широкой природы, поэтому они укоренились как традиционный символ России. Каждая часть троечной упряжи отрабатывалась на протяжении десятков, а то и сотен лет. Русская тройка отличалась исключительной рациональностью, ведь в ней не существовало ни одного лишнего элемента.
Важнейшей отличительной чертой троечной упряжки были ее обильные декоративные элементы и украшения. Помимо красочно декорированных хомутов, резьбой и росписью покрывались клещи хомута, изготовленные из древесины. Также часто использовалось искусство тисненой узорной кожи и металлические наборы на кожаных покрышках. Металлический набор изготавливался из литых деталей, имевших разные формы, поэтому он широко использовался в упряжках тройки, давая восхитительные сочетания с кожей шорок, узд, шлей и седелок.
Кроме того, упряжь обязательно снабжалась кистями, без которых не могла обойтись ни одна русская тройка. Их прикрепляли на шлеях и уздах так, чтобы они свисали по бокам и спереди лошадей. Однако особой красотой отличалась дуга центральной лошади или коренника, богато украшавшаяся резными элементами и росписью. Порой, это элемент тройки превращался в истинное произведение искусства, декорированное узорами из разных фигур. Изначально дуги расписывались золотой краской, чтобы они «горели» даже на больших расстояниях и четко выделялись на фоне леса или поля. В середине девятнадцатого века золоченая дуга была вытеснена живописной, расписанной зелеными травами, синими виноградными гроздями и красными розанами.
С развитием почтовой и курьерской езды появилась необходимость в разнообразных сигнальных средствах. Так как тройка мчалась на большой скорости, требовался сигнал для пешеходов и экипажей, говоривший о просьбе уступить дорогу. Эту и другие сигнальные функции в русской тройке исполнял бронзовый колокольчик, являвшийся миниатюрной копии столь любимого в народе церковного колокола. Приятный звон колокольчика всегда радовал пассажиров и курьеров, и скрашивал однообразие долгой и утомительной езды.
Русские народные тройки не имели аналогов в других странах. Они были настолько популярными, что часто находили широкое отражение в русской музыке, литературе, фольклоре и изобразительном искусстве, и по сегодняшний день сохранились в народной памяти.