Особенности монументальной скульптуры Санкт-Петербурга

  • 2012-11-28



    Искусство российской монументально-декоративной скульптуры начало свою историю еще во времена Петра Первого, когда первые старинные скульптуры заняли свое место в Санкт-Петербурге. Прежде всего, монументальными композициями был украшен Летний сад, а также некоторые другие пригородные резиденции. Эти старинные произведения были выполнены немецкими, итальянскими и голландскими мастерами и изображали пророков, добродетелей, античные божества и олицетворения сил природы.

     

    Восхитительными монументальными рельефами были украшены Петровские ворота, ступени Большого каскада и фасады Летнего дворца. Многие из них стали символическим отображением событий Северной войны. Среди первых декоративных скульптур, выполненных русскими мастерами, находится статуя из меди с изображением Нептуна, украшающая Нижний парк Петергофа. Она была выполнена М. Арнольтом в 1716 году.

     

    Во время правления Елизаветы декоративная скульптура, орнаментальные рельефы и разнообразные вазы стали неотъемлемой частью убранства дворцов эпохи барокко. Особенно интересными с точки зрения мастерства исполнения были произведения лепщика И. Дункера, работавшего на территории России с 1743 года. Уникальные комплексы декоративной скульптуры в парках Царского Села, Гатчины, Петродворца, Павловска и Ораниенбаума в основном сложились в восемнадцатом веке.

     

    Начало девятнадцатого столетия стало временем особой популярности монументально-декоративной скульптуры, отыгрывавшей важнейшую смысловую роль в объемных градостроительных ансамблях. Одним из самых величественных можно назвать изваяния морских божеств и рек в уникальном ансамбле Стрелки Васильевского острова, а также старинные скульптуры Казанского собора и Горного института. Богатейшее скульптурное оформление Главного Адмиралтейства стало своеобразным символом триумфа России как величественного морского государства.

     

    Портики зданий, выстроенных в эпоху классицизма, в основном украшались декоративными скульптурами аллегорического содержания. Широкое распространение получили фигуративные рельефы, занимавшие место над окнами и в простенках, а также замковые камни с львиными мордами и масками Горгоны. Каменная скульптура из гранита и известняка выполнялась такими талантливыми мастерами как Г. Балушкин и С. Суханов. Мраморные скульптуры в 1810-х годах создавала мастерская Трискорни, к творениям которой принадлежат львы, поставленные у Лобанова-Ростовского дома, а также Диоскуры у Манежа.

     

    Не менее интересным скульптурным убранством могут похвастаться пристани и мосты Петербурга, в числе которых Львиный мост, пристань у Академии художеств, Аничков мост, современная Свердловская набережная, Банковский и Египетский мост, а также пристань с вазами и львами на Адмиральской набережной.

     

    Садово-парковые скульптурные произведения, созданные во второй половине девятнадцатого – начале двадцатого столетия, обладают декоративным характером. В прошлом веке декоративная скульптура появлялась в основном в парках отдыха и культуры, на спортивных сооружениях и детских площадках. В это время сложился традиция многократного повторения «пионеров с горном» и «девушек с веслом». В начале девяностых в Санкт-Петербурге наблюдался настоящий всплеск украшательства декоративными скульптурами центральных районов города, часто входившими в противоречие с историческими ансамблями.