Коллекция Ивана Петровича Свешникова

  • 2012-11-19



    Значительная часть коллекции известного в России Румянцевского музея была собрана и передана на хранение купцом первой гильдии, директором московской фирмы по торговле лесом и мехами, коллекционером и меценатом Иваном Петровичем Свешниковым. По сегодняшний день в музее хранится и экспонируется свыше двухсот восьмидесяти картин и более пятидесяти пяти произведений графики из его коллекции. И. П. Свешников создал на самом деле обширное собрание, включавшее старинные картины русских художников.

     

    Он нередко был участником аукционов и выставок, благодаря которым и приобрел антиквариат, сформировавший в итоге его удивительную коллекцию. Среди большого количества картин, отображающих крестьянский быт, пейзажных произведений, семейных и детских портретов, наиболее важными были полотна исторического характера. В их числе и произведения Аскназия с сюжетами Ветхого завета и древнеегипетские мотивы, и картина Сведомского «Леди Гамильтон перед казнью», и уникальная история смерти Цицерона, и картины, описывающие наиболее известные сюжеты новозаветной истории.

     

    Коллекция Свешникова содержала несколько раритетных картин, связанных с историей России – это работы баталиста Рубо, акварель Егорнова, «Петр Первый упраздняет стрельцов» кисти Репина, полотна Сурикова «Княжий суд», «Стенька Разин» и два уникальных раритетных эскиза к «Завоеванию Сибири». Также Свешникову удалось заполучить неизвестную картину Геллера под названием «У Суворова в деревне» с изображением сцены получения Суворовым рескрипта Павла Первого, отменившего его двухлетнюю отставку.

     

    Многие знакомые Свешникова считали его характерным любителем живописи, произошедшим из старого купеческого круга. Этот легендарный собиратель в 1908 году преподнес в подарок музею шедевр Сведомского, изображавший сцену французской революции. Последние годы жизни Свешников провел в своем московском доме. Переговоры с работниками музея о передаче в дар его великолепной коллекции он проводил начиная с 1906-го года. В это время в московской прессе часто появлялись слухи о вероятном отказе музея от собрания коллекционера из-за отсутствия необходимого количества площадей.

     

    Как и многие меценаты и коллекционеры того времени, Свешников хотел, чтобы его собрание хранилось в отдельном помещении, и предлагал директору музея осуществить все необходимые перестройки и надстройки за свой счет. Однако архитектору Опуховскому удалось сберечь изначальный вид помещений музея и предоставить для экспозиции собрания Свешникова первый зал. Иван Петрович ушел из жизни в 1910 году, а его коллекция, согласно с завещанием, была передана в Румянцевский музей. Вскоре после поступления произведений искусства в собрание музея, был издан иллюстрированный журнал под названием «Искры», в который вошел портрет коллекционера, а также двадцать две репродукции с произведений Васнецова, Харламова, Архипова, Левитана, Бакаловича, Пряшникова и Касаткина. Многие работы из свешниковской коллекции попали после революции в провинциальные музеи России, где они экспонируются по сегодняшний день.