Первые отечественные автомобили на дорогах России
-
2012-11-07
Долгая история российского автомобилестроения началась благодаря первым автомобилям, изобретенным Фрезе и Яковлевым, Пузыревым и Ласснером. Первые мастерские, где происходило создание российского автомобиля, были расположены в Петербурге, ведь именно в столицу попадала новейшая информация о европейских новинках техники. В девяностых годах девятнадцатого века в Петербурге появились иностранные мотоциклы и автомобили, а в октябре 1898 года здесь состоялись первые в России автогонки.
Отечественное автомобилестроение началось на берегах Невы. Инициаторами создания первых российских безлошадных экипажей стали два изобретателя из Петербурга – горный инженер Петр Фрезе, владелец Акционерного общества «Фрезе и К°», занимавшегося постройкой экипажей, и бывший лейтенант флота Евгений Яковлев, владевший заводом по изготовлению газовых и керосиновых двигателей. Опираясь на опыт К. Бенса и других мировых создателей автомобилей, Яковлев взялся за разработку двигателя, имевшего один горизонтальный цилиндр и мощность в две лошадиных силы.
Яковлеву совместно с Фрезе удалось изготовить автомобиль, испытания которого состоялись в 1896 году в Петербурге. Этот антиквариат после окончания подготовки и отделки отправили на Всероссийскую выставку, где автомобиль не только экспонировался, но и совершал демонстрационные поездки. Машина, созданная двумя изобретателями, обладала двухместным кузовом, имела вес около трехсот килограмм и развивала скорость до двадцати километров в час.
С этого времени в России стали появляться кузовные заводы. Тогда большинство фабрик занималось изготовлением только шасси, которые потом отдавали на экипажный завод, где для них создавали кузова, не раз отмечавшиеся наивысшими наградами на автомобильных выставках международного уровня. На первой из таких промышленных экспозиций, проходившей в 1907-м году, кузова фирмы Яковлева были награждены большой золотой медалью.
В то время из всех российских экипажных фабрик лишь завод «Фрезе и К°» сделал попытку выпуска грузовых и легковых автомобилей. Эта компания в период с 1901 по 1904 год создала пару десятков машин с трансмиссией и двигателем типа «Де Дион Бутон», а также провела испытания автопоезда с электротрансмиссией и экспериментального троллейбуса.
Начатое петербургскими изобретателями дело было продолжено «Русским автомобильным заводом И. П. Пузырева», основанным в 1909 году. Его владелец задался целью сделать русское производство автомобилей поистине русским. Его завод начал заниматься самостоятельным выпуском всех автомобильных частей из отечественного сырья. Также Пузырев решил приспособить автомобиль к особенностям российских дорог. Первые автомобили на заводе Пузырева были выпущены в 1911 году. Они отличались простым устройством, обладали большим запасом прочности, но были несколько тяжеловатыми, при этом характеризуясь высокой проходимостью.
Автомобили Пузырева первыми в мире позволили включать все передачи в трансмиссии кулачковыми муфтами. Рычаги для переключения передач в таких автомобилях располагались не снаружи, а внутри кузова, а картеры коробки передач, двигателя и дифференциала отливались из алюминия. Многие новшества, созданные на заводе Пузырева, были использованы не только российскими, но и иностранными изготовителями автомобилей.