Старинный киот – прообраз храма
-
2012-10-29
В средневековье человек всегда пытался обрамить предметы культа, будь то иконы или мощи, в большое количество оболочек, чтобы сохранить их для следующих поколений. Но если оклад являлся собственностью иконы, то старинный киот – это самостоятельный предмет старины, игравший роль миниатюрного храма. Чаще всего он был истинным произведением искусства, поэтому на современном антикварном рынке киот обладает собственной ценой, и порой немалой. При этом, к сожалению, покупатели, приобретающие в свою коллекцию старинные иконы, вряд ли способны по достоинству оценить произведения культовой резьбы. Ценность резных киот и других видов деревянной пластики сможет осознать лишь профессиональный коллекционер.
Считается, что первый киот был сооружен Моисеем для хранения скрижалей завета. Конечно, большинство киотных мастеров восемнадцатого-девятнадцатого века относились к своей продукции весьма рационально, и вряд ли задумывались о ее значимости в библейских преданиях. На самом деле значение киота является не только гигиеническим, но в большей степени символическим. Отношение к иконе в киоте, будет совершенно другим, ведь даже если в центральную часть Соломонова храма вложить по-деревенски раскрашенную фанеру, зритель хотя бы на миг ощутит древность и таинственность народно-христианской культуры.
Деревенские киоты моли иметь на самом деле поразительные интерьеры. Порой, старинные киоты обладали устроенной внутри миниатюрной церковью, крошечными книгами и двумя свечами по сторонам. Также в них нередко появлялись фигурки молящихся святых, изготовленных из олеографических картонок Жако и Сытина. Такие киоты могут превратиться в настоящий клад для коллекционера, ведь под их фольгой нередко находятся разные удивительные вещи. К примеру, можно приобрести за несколько сотен рублей деревенскую икону, хранящую в себе старинный медальон стоимостью в несколько тысяч долларов, венчальные огарки, пасхальные яйца, фронтовые треугольники. Киоты изнутри нередко оклеивались старинными газетами эпохи коллективизации или освобождения крестьян.
Замысел киота изначально носил архитектурный характер. Киоты семнадцатого века обязательно повторяли форму часовни или церкви. Лишь немногие подобные образцы сохранились в музеях, а более ранние, за исключением фасадных и каменных киотов, вовсе не дошли до нашего времени. Наиболее старинные киоты, доступные на современном антикварном рынке, относятся ко второй половине восемнадцатого века.