Особенности старинных открыток эпохи русского модерна

  • 2012-10-27



    Официально годом появления стиля модерн является 1893. Рождение нового стиля было напрямую связано с открытием электричества, промышленной революцией, появлением новых материалов, изобретением телеграфа, телефона и прочих предметов, в значительной степени изменивших образ жизни человека. Влияние модерна ощущалось во всем окружающем: одежде, украшениях, мелких вещичках, а также оформлении разных видов печатной продукции – журналов, газет, бумаги для писем, книг и открыток.

     

    В Европе, как и в России, расцвет открытки был напрямую связан с появлением и развитием стиля модерн. Изначально стали появляться иллюстрированные старинные открытки, печатавшиеся по специально создававшимся для них рисункам. Со временем начали выпускаться репродукционные экземпляры, основой которых были известные картины. В России иллюстрированные открытки печатались всеми способами воспроизведения – от нецветной автотипии до литографии.

     

    В эпоху модерна были созданы также старинные предметы в виде открыток русского стиля, приверженцами которого были авторы первой иллюстрированной продукции Е. Бем и Н. Каразин. Начался выпуск иллюстрированных открыток с серии с видами Москвы, созданной в 1895 году Кушнеревым. Спустя лишь год по специальному заказу товарищества Всемирного лотового союза была изготовлена серия открыток с женскими головками в стиле модерн.

     

    Одним из известнейших производителей модерновых открыток стала Община святой Евгении. Помимо этого популярного в Росси издательства, такая продукция петербургским производителями печатной продукции «Ришар», А. Фельтмен, Всероссийским почтовым союзом и киевским издательством «Рассвет», занимавшимся выпуском не только оригинальных, но и европейских образцов с русскими надписями. Многие открытки этого времени связаны с деятельностью знаменитых художников, однако основная масса такой продукции была создана мастерами, чьи имена по некоторым причинам сегодня забыты. Для одних работа над открытками была лишь единичной практикой, а другие создавали целые серии.

     

    Частыми разработчиками старинных открыток были художники из известного на территории России объединения «Мир искусства». Хотя их творчество не всегда можно отнести к модерну, некоторые из них ярко демонстрировали новый стиль в своих работах. Это открытки С. Наоковского, Г. Лукомского, И. Грабаря, а также некоторые работы И. Билибина, Е. Лансере, М. Добужинского, А. Гауша, С. Яремича, Н. Рериха и Н. Нарбута. 

     

    Все этапы бытования стиля модерн можно с легкостью проследить по развитию иллюстрированной открытки. В ней в полной мере проявился характерный для этого времени интерес к средневековому и народному искусству, фольклору, героическому эпосу, теме флоры и фауны, а также любовь к декоративности и национально-романтические взгляды.