Парадные вазы из дворца князя Владимира Александровича

  • 2012-09-13



    Как известно, история бытования великокняжеских и императорских коллекций после 1917 года является достаточно сложной, а порой и трагичной. Ювелирные изделия, старинные картины, изделия из бронзы, стекла и фарфора были вывезены из дворцов и в большинстве случаев исчезали, оказываясь за границей. В Петербурге остались единицы бывших великокняжеских дворцов, имеющих сохранившуюся коллекцию предметов декоративно-прикладного характера. Одним из немногих подобных примеров является дворец князя Владимира Александровича, расположенный на Дворцовой набережной.

     

    После 1917 года это здание перешло к Петроградской комиссии по улучшению быта ученых. Впоследствии оно было переименовано в Дом ученых. Вероятно, благодаря новым владельцам во дворце сохранилась восхитительная коллекция русского фарфора. Как известно, семья князя Владимира Александровича всегда проявляла интерес ко всем новинкам прикладного искусства, поэтому во дворце была собрана удивительная коллекция европейского и русского фарфора рубежа девятнадцатого-двадцатого веков. Здесь хранится свыше двадцати старинных ваз, созданных на Императорском фарфоровом заводе.

     

    Старинные фарфоровые изделия из коллекции Владимира Александровича отличаются необычайным разнообразием форм и декора, характерным для всех модных новинок, выпускавшихся в эпоху модерна. Наиболее полно в княжеском собрании фарфоровых изделий представлены вазы с подглазурной росписью. Одной из таких ваз стала ваза «Попугай», выполненная под руководством датских мастеров. Этот предмет антиквариата покрыт синей и зеленой росписью.

     

    В 1900 году коллекция князя пополнилась еще тремя восхитительными вазами. Две из них содержали изображение орешника и дубовых веток, а одна – рисунок чертополоха. Последняя в 1898 году была расписана известным мастером Э. Сулеман-Грудзинским. Старинные вазы с изображением орешника и дубовых веток датируются 1899 годом. Они обладают одинаковой цилиндрической формой и композиционным расположением рисунка. На обеих вазах живопись выполнена очень реалистично, что свидетельствует о высоком мастерстве художника.

     

    В 1903 году в коллекцию поступила ваза «Белка», созданная А. Лапшиным по эскизам Ф. Штурмана. Эта ваза относится к ранним работам мастера, только начавшего осваивать технику подглазурной росписи. Композиционное построение ее рисунка не соответствует форме вазы, а изображенная белка, сидящая на ореховой ветке, трактована практически условно.

     

    Помимо этого, в собрании князя была ваза «Куропатки» расписанная Э. А. Сулиман-Грудзинским в том же 1903 году. На ней незатейливый мотив взлетающих из травы птиц изображен невероятно точно. В 1909 году во дворец поступила старинная ваза «Кальмары» авторства Е. М. Кордес. В это период художница находилась на пике своей карьеры. Она побывала на стажировке во Франции, Дании и Австрии, после чего расписала сорок две уникальных вазы с изображениями цветов, рыб и насекомых.

     

    Почти каждый год коллекция фарфоровых ваз князя Владимира Александровича пополнялась новыми экземплярами, практически все из которых сохранились до нашего времени.