Загадочное последнее императорское яйцо Фаберже

  • 2012-09-05



    Изделия Фаберже во второй половине девятнадцатого века вызывали интерес у большого количества любителей изысканных украшений. Разнообразные по стилю, материалу и жанру предметы, изготовленные выдающимися мастерами Фаберже, всегда привлекают внимание коллекционеров и музеев, обладая при этом достаточно высокой стоимостью. Исследователи проводят постоянный поиск вещей фирмы Фаберже, оказавшихся по каким-то причинам вне поля зрения коллекционеров. Нередко им попадаются подделки или украшения, вызывающие сомнения в подлинности.

     

    Именно такой уникальный антиквариат хранится в Минералогическом музее Российской Академии наук. Он представляет собой неоконченное императорское яйцо предположительно фирмы Фаберже, датируемое 1917 годом. Известно, что подобное яйцо Николай II должен был преподнести императрице Александре Федоровне. Согласно с записями инвентарной книги, это изделие, как другие старинные украшения, поступили в музей в 1925 году от самого Фаберже. Считается, что это событие было результатом долгой совместной работы мастера и директора музея Ферсмана по описанию драгоценностей, принадлежавших царским особам.

     

    В музей изделие поступило в виде отдельных трех разноцветных фрагментов – двух половинок стеклянного яйца и постамента в виде облака. Все части идеально складывались в единую целостную композицию. Местами на изделии сохранились даже алмазные «искры». Вероятно, сотрудники музея не знали, кто именно был создателем яйца, поэтому оно не было включено в коллекцию императорских пасхальных яиц, хранившихся в музее. Кроме того, в период бурного атеизма в 1917 году пасхальных яиц в музеях России вообще не должно было находится. Может быть, именно поэтому это таинственное изделие было записано в инвентарную книгу как синий стеклянный шар.

     

    Полвека назад появилась публикация эскиза, хранившегося в архиве внучки великого ювелира. На нем был изображен похожий «синий шар», однако к сотрудникам музея эта информация не попала. О существовании этого эскиза там узнали намного позже, причем совершенно случайно. Тогда и выяснилось, что экспонат, хранившийся в Минералогическом музее, на самом деле был сделан по эскизу Фаберже, значит, и само неоконченное изделие принадлежало этому мастеру.

     

    После проведения исследований яйцо отправилось на реставрацию. Бриллианты, которых не доставало в изделии, решили не вставлять: при восстановлении этого старинного предмета лишь были соединены две половинки и укреплены на облаке в соответствии с эскизом.

    Теперь за это уникальное ювелирное изделие ведут настоящую борьбу антиквары, однако выяснить, у кого именно нужно покупать яйцо Фаберже, так и не известно.