Образ простолюдина в боярском интерьере
-
2012-08-13
Русская камерная скульптура девятнадцатого века отличалась сюжетным многообразием, в котором особое место занимала сравнительно небольшая группа предметов, обладавших сугубо национальным колоритом и объединенных народной тематикой. Эволюционный процесс этого уникального тематического направления в отечественном искусстве был напрямую связан с ростом интереса народа к своей национальной культуре, с развитием исторического самосознания общества, а также с характерными особенностями развития русской бронзовой реалистической пластики.
Впервые народные типажи появились в изделиях Императорского фарфорового завода. Живые и яркие уличные типы столицы нашли отображение в фарфоровых скульптурках, изготавливавшихся в виде торговцев, разносчиков, извозчиков и других представителей городского люда.
Бронза в начале девятнадцатого века имела статус дорогого, благородного материала, использовавшегося только для изделий дворцового предназначения. Чтобы такая «низкая» тематика отразилась в бронзе, необходимо было некое знаменательное событие или мощный импульс. Им стала война 1812 года, всколыхнувшая все слои общества. Особенно события войны повлияли на жизнь Москвы, пережившей все тяготы, связанные с наполеоновским нашествием, и радость героической победы над врагом.
Именно здесь, в Москве, в начале столетия стали появляться миниатюрные бронзовые фигурки крестьян и казаков, послужившие начальной точкой развития крестьянской и военной тематики в русской художественной пластике. Старинные фигурки танцующих и бегущих мужичков и крестьянок украшали в двадцатых-тридцатых годах подсвечники, пресс-папье и чернильные приборы. Такие незамысловатые утилитарные предметы органично вписывались в обаятельный мир вещей городских и усадебных кабинетов.
В период с двадцатых по сороковые годы девятнадцатого века в художественной бронзе чаще всего появлялись занятные, развлекательные способы трактовки образов крестьян: они представлялись в виде бредущих навеселе мужиков либо танцующих пейзан. Изготовлением подобной продукции, как правило, занимались частные мастерские.
В предреформенное десятилетие, характеризовавшееся социальными процессами, положившими начало реформы 1861 года, развеселый крестьянский типаж постепенно уступил место образам крестьян-труженников, чаще всего почерпнутым из иллюстрированных печатных изданий. В этот период стали появляться сосредоточенные поводыри с медведями, охотники и дровосеки.
В конце восьмидесятых годов в связи с изменением социального положения и культурной жизни, многие мастера стали отходить от социальных тем. На русском художественном рынке начали появляться изделия из прусской и венской бронзы, вытеснявшие продукцию русских фабрикантов. Крестьянские фигурки окончательно отошли в прошлое, превратившись в антиквариат, и уступив место сюжетам, в большей мере соответствовавшим духу времени.