Ценность нереставрированных картин

  • 2012-08-07



    Каждый профессиональный коллекционер стремится заполучить старинное полотно с максимально сохранившейся живописью автора. Но все же практически каждое произведение искусства с солидной биографией, хранящееся в частных или музейных собраниях, в той или иной степени подвергалось реставрационному вмешательству.

     

    Предметы антиквариата, избежавшие руки реставратора – это большая редкость на арт-рынке. Существует общее правило: реставрационное «лечение» или «профилактика» предопределены естественной жизнью старинных картин. Однако нереставрированные полотна обладают особыми свойствами – они сохраняют всю полноту важной «нетронутой» информации, ценной для идентификации картины. Исследователям намного легче определить подлинность нереставрированного произведения искусства, выявить его автора и время создания.

     

    Подобные работы, при своей внешней непривлекательности, обладают достаточной информативностью. Их научная и художественная ценность чаще всего определяется уровнем сохранности изначальной материальной структуры – от простых гвоздей, использовавшихся для прикрепления холста к подрамнику, до красочного слоя, хранящего в себе особенности индивидуальной манеры письма конкретного художника, а также стилистические приметы, характерные для определенной художественной школы.

     

    Существуют также другие свидетельства «жизни» старинных картин. Их примером являются особенности повреждений красочного слоя или основы, надписи, печати и штампы на подрамнике или обороте холста. Все эти данные становятся просто незаменимыми при проведении экспертной оценки произведений искусства. Признаком практически «идеальной» сохранности нереставрированного полотна считается присутствие на нем следов естественного старения, являющихся свидетельством возраста картины. После проведения восстановительных работ старинные картины теряют часть своей «биографии».

     

    Хотя реставрационное вмешательство зачастую рассматривается специалистами как крайняя и нежелательная мера, во многих случаях его несвоевременное выполнение может привести к потере художественной ценности полотна или его разрушению. Профессиональные реставраторы проводят минимальные восстановительные работы для продления жизни вещи. Подобные реставрационные меры, как укрепление красочного слоя или основы картины, могут быть незаметными для зрителя. Старинные произведения искусства должны реставрироваться исключительно с целью сохранения подлинности произведения, а не для придания им броского экспозиционного вида.