Российские иконы с жемчужными украшениями

  • 2012-08-05



    Со времен принятия в России христианства одним из наиболее распространенных видов иконопочитания было украшение икон. С особой любовью и усердием мастера украшали богородничные иконы, привешивая к ним разные изделия мелкой женской кузни: бусы, серьги, рясы, монисты и кресты. Существовали и другие старинные украшения, такие как зарукавья, ожерелья, убрусы, создававшие имитацию женского наряда. Чаще всего материалом для таких украшений служил жемчуг.

     

    В крупных российских монастырях скапливалось и хранилось большое количество старинных икон с драгоценными жемчужными привесами и прикладами. Этот антиквариат поступал в монастыри по случаю знаменательных событий семейного характера или при захоронениях российской знати. Богатой на старинные иконы являлась Троице-Сергиева лавра, где до сегодняшнего дня хранится большое количество молельных икон в жемчужных уборах.

     

    С древних времен жемчужные иконные украшения считались женским рукоделием. Убрусы и ризы часто вынизывались в девичьих обителях. Самыми ценными образцами этого вида искусства считаются жемчужные ризы старинных икон, созданные в ювелирных мастерских, нередко дополнявшиеся драгоценными окладами.

     

    В девятнадцатом веке существовали крупные фирмы и предприятия, привлекавшие к разработке образцов профессиональных художников, поэтому антикварные жемчужные изделия этого периода становились отображением наивысших достижений в технологическом и художественном плане.

     

    Большое количество старинных культовых предметов, украшенных жемчугом, было испорчено при первых реставрационных работах и их экспонировании в прошлом веке. Тогда исследователи русской иконописи расценивали оклады как декадную помеху. В некоторых случаях от жемчужных украшений вовсе освобождались, отделяя их от икон. На произведениях средневекового периода подобных дополнений сохранилось совсем мало. Дошедшие до нас экземпляры не отличались разнообразием: в основном мастера создавали сплетения в виде ромбовидных «рефидных» сеток, либо клетчатых узоров, нашивавшихся на тканые основы.

     

    Антикварные иконы этого периода не всегда соответствовали регламентированным подходам к уборам чтимых домашних икон. Лишь немногие иконные уборы, создававшиеся по индивидуальным заказам профессиональными художниками, можно отнести к высококлассным произведениям русского прикладного искусства.

     

    Жемчужные старинные иконы – это уникальные предметы старины, представлявшие один из оригинальных видов жемчужного шитья, получившего развитие на протяжении нескольких столетий.