Некоторые советы коллекционерам старинного фарфора

  • 2012-05-29



    Практически все области коллекционирования содержат огромное количество подделок, распознать которые не всегда удается даже самым опытным оценщикам и антикварам. Подделываться могут любые предметы антиквариата, начиная от живописи и изобразительного искусства, заканчивая коллекционными игрушками. Но о существовании подделок старинного фарфора знают далеко не все коллекционеры.

     

     

    В семнадцатом веке при дворах правителей наблюдался особый интерес к фарфору из Китая. Примерно в 1700 году в Майсене был изобретен новый европейский фарфор, пользовавшийся невероятным спросом. Каждый представитель знати желал заполучить «белое золото». Это способствовало появлению фальсификаторов и подражателей, отлично владевших своим ремеслом. Старинный фарфор начал активно подделываться сразу же после успешной попытки Беттгера разгадать тайну фарфора. В те времена мало кто мог отличить высококачественный фарфор от низкосортного. Еще сложнее было идентифицировать качественные подделки, особенно созданные в восемнадцатом и девятнадцатом веке. 

     

     

    Самой грубой подделкой считается старинный фарфор без росписей и маркировок, имеющий клейма ценных марок. В таких изделиях нередко можно встретить следы подкрашивания. Особенно это заметно, если осколки фарфора ценных марок вставлялись в дешевые фарфоровые изделия. Высококвалифицированные реставраторы фарфора могут делать подобные манипуляции совершенно незаметными.

     

    Немаркированный фарфор полностью белого цвета нередко дополняется маркировкой других, более ценных фирм. Как правило, такие маркировки имеют тот же цвет, что и оригинал. Так, дешевый старинный фарфор превращается в «ценный экспонат», способный сбить неопытного коллекционера с толку. Только профессионал сможет отличить роспись, нанесенную на изделие позже, чем оно было изготовлено, так как с ходом времени техника нанесения красок и техника росписи часто менялась.

     

    Белый фарфор в массовой продаже появился, когда фабрики начали закрываться. Тогда остатки продукции, а также ее полуфабрикаты продавались за копейки. Это позволяло предприимчивым людям приобрести большое количество фарфора и украсить его по своему вкусу и возможностям. Чтобы не попасть на такие дешевые экземпляры, выданные за оригинал, обязательно стоит перед приобретением изделия ознакомиться с вещами настоящего производителя в музеях или на выставках.

     

    Достаточно часто появляются фальсификации майсенского фарфора. Чтобы не приобрести подделку, необходимо изучить литературу на такую тематику, изданную в основном немецкими компаниями. Особое внимание стоит уделить фарфоровым изделиям с майсенским луковичным декором. На самом деле такие сервизы могут оказаться простой дешевкой, так как на многих из них рисунок не рисовался, а штамповался. Подобные старинные сервизы начали выпускаться примерно с 1900 года.

     

    К приобретению старинного фарфора нужно относиться с большой осторожностью, ведь эта область коллекционирования манила к себе мастеров подделок не одно столетие.