Эндрю Меллон – скрытный коллекционер антиквариата

  • 2012-05-21



    Многие современные любители антиквариата ведут постоянные споры о личности Эндрю Меллона, не только известного политика и бизнесмена, но и достаточно скрытного коллекционера. До последних дней он оставался дилетантом в вопросах старины: не мог запомнить названия старинных картин, которые приобретал и имена художников, но все же ему удалось составить удивительную коллекцию из раритетных предметов.

     

    Свою коллекцию Эндрю Меллон начал собирать в Европе еще в 1880 году. В это время он совершал вместе со своим другом и компаньоном Генри Фриком путешествие по европейским странам. Из-за скрытности Меллона существовало мало информации о том, насколько важным в его жизни было коллекционирование. Даже современникам было известно очень мало о его страсти к старинным предметам. Большую часть жизни он посвящал бизнесу и политике, и лишь в достаточно поздние годы, после отхода от финансовых дел и расторжения брака он стал заниматься целенаправленным созданием своей коллекции.

     

    Самые важные приобретения произведений искусства и живописи Меллон сделал спустя некоторое время после переезда в Вашингтон. Большое влияние на формирование вкуса Меллона оказал увлеченный коллекционер Генри Фрик, а также посредники из американской компании Knoedlerи арт-дилер Джозеф Дювин. Все они предлагали Меллону самые уникальные предметы антиквариата и выгодные сделки. Благодаря им его коллекция пополнялась работами старых мастеров и английской портретной живописью.

     

    Многие библиографы и исследователи отмечают, что Меллоном при создании коллекции чаще всего двигала не особая страсть к искусству, а достаточно трезвый и прагматичный расчет. Он не был человеком, поддерживавшим современных художников и не занимался приобретением работ, не освященных временем; он не участвовал в общедоступных выставках и не учреждал художественных грандов. Даже в последние годы жизни, занимаясь систематическим приобретением ценных художественных работ для создания крупной коллекции предметов антиквариата национального масштаба, Меллон относился к произведениям искусства лишь как к выгодной инвестиции в свою дорогую собственность и репутацию.

     

    Практически все свои старинные картины Меллон приобрел в 1928-1931 годах в Государственном Эрмитаже Ленинграда. Искусствоведы до сегодняшнего дня поражаются разнообразием его коллекции, состоящей из шедевров, созданных Рубенсом, Ван-Дейком, Рафаэлем, Рембрандтом, Веласкесом, Веронезе, Перуджино, Тицианом и другими известными мастерами. За эти старинные произведения искусства Меллон отдавал миллионы. Информацию о своих приобретениях он держал в секрете от окружающих, работая непосредственно с арт-дилерами.

     

    Возможно, именно благодаря такой скрытности, Меллон все же сумел собрать на самом деле выдающуюся коллекцию старинных произведений искусства, ставшую основой для одного из лучших американских музейных собраний.