Скульптура Древних Славян
-
2011-10-07
Древние формы изобразительного искусства homosapiens появились в эпоху верхнего палеолита. Некоторые источники их связывают с культурой Ориньяк (современная Франция), которая существовала около сорок – тридцать тыс. лет назад. По мнению ученых, существует только два пути распространения искусства в Западную Европу – с территории древних славян или с территории Северной Африки, которая лишь в теории, на то время, была заселена людьми.
Первым скульптурами древних славян были Макоши, иногда называемые палеолитическими «Венерами». Они имеют возраст 40 -50 тысячелетий и пришли к нам из древней протославянской культуры, которая археологически привязана к территории современной России. Буква «К» - это монограмма богини славян Макоши – матери Коша (жребия, судьбы). Исторически сложилось, что культура той эпохи являлась прародительницей религиозного мировоззрения. Искусство, появившееся из культа Макоши, будет абсолютно правильно называть скульптурой.
Цели создания и применения древними славянами скульптур Макоши стали ясны учёным в середине двадцатого века. Они чётко обозначили их религиозное назначение, непосредственно связанное с магическими верованиями. Рельефная скульптура, изображающая женщину с рогом, является прекрасным изображением богини древних славян Макоши, она была найдена во Франции в пещере Лоссель. «Рог изобилия» так же присутствует в руке Макоши, и в руке другой скульптуры, изображающей женщину, найдено в поселке Малые гирлы. Скульптуры Макоши находят повсюду, но особенно много их на стоянках древних славян в Костёнках, Авдеево и Гагарино. Они были изготовлены примерно20-27 тыс. лет назад и отличаются материнской зрелостью форм.
Скульптура древних славян в образе Макоши является одним из наиболее ярких моментов искусства того времени. Условность образов женских статуэток колеблется от почти реалистических, как на статуэтке из Костенок и фрагменте торса из Брассемпуи, и до крайне стилизованных, как на фигурке из Трезимено. Богиня земли у шумеров была Ки. У неё было две косы, как и у Макоши, более того, сама богиня похожа лицом на древнюю скульптуру из Авдеево.
В одно время с протошумерской культурой в Зауралье и на Среднем Урале развивалась Шигирская культура, там, на селищах древних славян, также найдены деревянные скульптуры. Носители этой культуры, позже заселили Прибалтику. Параллельно с Эль-обедийской культурой в 4-2 т.л. до н.э., в верхнем течении реки Ока в районе Белева – Серпухова, развивалась Белёвская культура. Древнейшая стоянка славян - Гремячевская, напротив устья реки Жиздра. Она относится к эпохе между мезолитом и неолитом, а керамика и скульптура были украшены типичным орнаментом древних славян. Существовала огромная масса культур древних славян, использовавших, как сам культ богини Макоши, так и её изображения -скульптуры и славянский религиозный орнамент.
До 4 тысячелетия, между Средним Поднепровьем и Восточным Прикарпатьем, а также на территории Румынии, религиозная скульптура древних славян приобрела более отчётливые формы, она совмещалась со славянским религиозным символизмом в виде свастик. Здесь присутствуют и «ёлочный» орнамент, как символ Дерева жизни, и расположенный на животе статуэток символ «засеянного поля», означающий зарождение новой жизни. На груди одной из трипольских скульптур Макоши имеется змея, так как славяне-земледельцы выработали собственную систему миропонимания, которая передалась и последующим поколениям: Земля – это беременная женщина (или дева), «понёсшей во чреве своем», что касается дождя, то это грудь женщины или уж, выползающий во время дождя.
На месте Авдеевской стоянки древних славян существовала тшинецкая культура. Ёлочный орнамент древних славян распространился в другие места их расселения. Он присутствует на женских скульптурах из Анатолии, датируемый 3-м тыс. до н.э. В культуре Намазга-Тепе, которая была распространена на территории современной Туркмении, найдены скульптуры женщин, аналогичные палеолитическим изображениям Макоши у древних славян. Колосок, изображённый на животе статуэтки идентичен колосу, изображённому на трипольской Макоши.
Весьма показательными являются схожесть скульптур Макош и в болгарской стоянке Караново и в древней Трое. Среди находок в слоях Караново, есть женские статуэтки аналогичные Троянским, так же они являются полностью идентичными палеолитическим фигурками Макоши с Русской равнины и скульптурам Макоши из Триполья. Виден на них также соответствующий орнамент древних славян.
Как и все древние славянские стоянки, Караново назвали «холм с древними остатками». Однако почти полная идентичность находок с широко известной Троей должна была подтолкнуть археологов дать более достойное имя «холму», возрастом 7 тыс. лет, скульптуры которого соизмеримы по уровню мастерства с Троей 3-2 тыс. до н.э.!