Семь чудес света античного мира

  • 2011-09-30



    Все наши современники отлично знают выражение «Семь чудес света», но далеко не все знают, какие именно памятники культуры и искусства входят в их число. Список чудес впервые упоминается в литературе древних греков, но поскольку грандиозные постройки, величественные и необычайные по техническому исполнению, в античном мире были не такой уж редкостью, то этот список со временем видоизменялся и до наших дней дошел в следующем виде: пирамида Хеопса (Египет), Висячие сады Семирамиды (Вавилон, Ирак), статуя Зевса (Олимпия, Греция), Храм Артемиды (Эфес, Турция), Мавзолей в Геликарнасе (Геликарнас, Турция), Колосс Родосский (Родос, Греция), Фаросский Маяк (Александрия, Египет).

     

    Единственным чудом света, дошедшим до наших дней, является пирамида Хеопса. Пирамиды в Древнем Египте являлись последним пристанищем для правителей-фараонов. Мумию фараона помещали в саркофаг в центре пирамиды, вместе с ней клали одежду, украшения и все необходимое для жизни, поскольку считалось, что в таком виде фараон достигнет вечной жизни. Для исследователей до сих пор остается загадкой техническое исполнение пирамид. Будучи построена в XIIв. до н.э. и занимая площадь в 5 га, пирамида состоит из тяжелых блоков известняка, вес которых достигает 2,5 – 15 тонн. Блоки эти так плотно прилежат друг к другу, что между ними невозможно просунуть даже лезвие ножа; держаться они под собственным весом, без скрепляющих растворов.

     

    Висячие сады Семирамиды, согласно легенде, были созданы знаменитым ассирийским царем Навуходоносором, правившим почти полвека (VI в. до н.э.), для молодой жены Амитис, прибывшей из зеленой местности Мидии (по другой версии, сады возникли при предшественнице Навуходоносора – царице Семирамиде). Как выглядели эти сады, можно представить себе только по сохранившемся с той поры барельефам. Они были расположены на высоких многоэтажных террасах, поднятых над землей на высоту до 40 метров. Поливали их очень часто, для полива брали воды Евфрата, которые доставлялись к садам по специальным сооружениям, предназначенным для орошения.

     

    Статую Зевса в Олимпии создал великий греческий скульптор Фидий в VI в до н.э. Она была посвящена Олимпийским играм, проводившимся в честь бога-громовержца. Зевс восседал на троне, сам он был изготовлен из золота и слоновой кости, а трон – из черного дерева с инкрустацией драгоценными камнями. Высота статуи составляла 13 метров. Все современники стремились увидеть чудо-скульптуру, несчастным считался тот, кому этого не удалось сделать.

     

    Замечательным памятником зодчества считался древнегреческий храм Артемиды в Эфесе (ныне Турция). Он возник в VI в. до н.э. и был построен Черсифоном и Метагеном на средства богача-мецената Креза, но позже сожжен честолюбивым Геростратом, желавшим оставить свое имя в веках, пусть слава была дурной. Храм был восстановлен на пожертвования народа известнейшими греческими зодчими Праксителем и Скопасом, но снова уничтожен, на этот раз готами. Согласно некоторым источникам, храм разрушали и снова восстанавливали 7 раз. Творение Праксителя и Скопаса было сделано полностью из белого мрамора. Двойной ряд 20-метровых колонн составлял периметр здания, а в центре стояла статуя Артемиды – богини охоты и сестры Аполлона. Особенности оформления колонн этого памятника архитектуры дали начало ионическому стилю, одному из трех классических древнегреческих стилей (ср.: дорический и коринфский).

     

    Мавзолей в Галикарнасебыл воздвигнут сестрой и женой (местные обычаи допускали и приветствовали кровосмесительные браки) царя небольшого государства Малой Азии Карии Мавсола. Именно от его имени образовалось традиционное название величественных гробниц. Работы, по приглашению Артемизии, выполнял греческий архитектор Пифей, а в оформлении рельефной скульптуры экстерьера здания участвовали Скопас, Тимофей, Леохард. Основой пирамидальной крыши, увенчанной скульптурой колесницы с четверкой лошадей, служили белые мраморные колонны. Мавзолей достигал высоты 45 м., а гробница имела ширину 20 м. У входа в гробницу были поставлены скульптуры стражей-львов. Мавзолей просуществовал 2 тысячи лет и был разрушен землетрясением в XIVв. н.э.

     

    35-метровая статуя Колосса Родосского возникла в IIIв. до н.э. Создавалась она 12 лет, а просуществовала всего 60.  Статуя, посвященная богу солнца Гелиосу, стояла одной ногой на правом берегу залива, другой – на левом, между ее ног должны были проплывать корабли. Но из-за землетрясения она просто рухнула в воду. Своеобразным аналогом Колоссу Родосскому является статуя Свободы в Нью-Йорке.

     

    Фаросский (Александрийский) маяк имел высоту 150 метров и считался самым высоким маяком античного мира. Он был сооружен в IIIв. до н.э., строился около 20 лет. Основание маяка было прямоугольным, на нем стояла восьмигранная башня. Горящий огонь отражался бронзовыми пластинами, водруженными на башню, на расстояние до 30 миль. Маяк просуществовал до XIVв. н.э. и все эти годы честно служил мореплавателям.