Архитектура и живопись Древней Греции

  • 2011-08-31



    Наследие архитектуры Древней Греции находится в основе всего дальнейшего развития мирового искусства, которое с ним связано. Она выделялась соответствием форм, формировавших единое целое. Главной  конструкцией являлись блоки из камня, это был материал для строительства стен. Колонны, различные перекрытия, лежащие на опоре-колонне, подвергались обработке разными профилями, приобретали декоративные элементы, насыщались скульптурой.

     

    Акрополь, что в переводе означает верхний город – яркий пример удивительной архитектуры Древней Греции. Он являлся возвышенной и укреплённой частью старинного города. Как правило, на Акрополе располагались храмы божеств-покровителей определённого города. Самым  известным является акрополь в Афинах, который располагается над всеми Афинами, его силуэт диктует силуэт всему древнему городу. Несколько слов необходимо отметить про святилище. В древние времена оно служило не только, как популярный культовый центр, но и как настоящий памятник  искусства, символ архитектуры Древней Греции.

     

    Первые укрепления и постройки на скалистом выступе появились ещё задолго до прихода начала классического периода. Во времена архаики тут размещались удивительной красоты храмы, древние скульптуры, разнообразные остальные святыни. Архитектура Греции активно развивалась. В 447 году до нашей эры, по инициативе Перикла в Акрополе возникает новое строительство. Руководил всеми процессами опытнейший скульптор Фидий, он одновременно являлся главным автором художественной программы, которая легла в основу целого строительного комплекса. Фидий служил основным советником и был «правой рукой» Перикла в осуществлении широкомасштабной реконструкции Акрополя и придании ему современного стиля классики.

     

    Фидий был выдающимся скульптором и архитектором Древней Греции, одним из самых востребованных художников. Фидий и аттическая школа скульптуры, возглавляемая им, занимали одно из ведущих мест в скульптуре высокой классики. В этом направлении наиболее полно и последовательно выражались передовые художественные идеи этой эпохи. Таким образом, было создано искусство, которое синтезировало всё то прогрессивное, что несли работы ионических, аттических и дорических мастеров скульптуры древней Греции включая Мирона.

     

    Архитектура и живопись Греции были тесно связаны с философией. В основе древнегреческого искусства в целом, были заложены представления о силе и красоте человеческой природы. Она пребывала в единстве и равновесии со всей окружающей природной и социальными явлениями. Архитектура Греции развивалась по двум стилистическим потокам и в двух подтекстах: дорическом и ионическом. Они сложились в 7 веке до нашей эры. Дорический стиль являлся наиболее простым и лаконичным по своей форме. Главными отличительными его особенности были простота и строгость. Ионический стиль был более сложным и насчитывал больше деталей. Главными его чертами были большая разнообразность форм, легкость пропорций, изящество и относительная декоративность.

     

    Оба эти стиля видны в храме бога-кузнеца Гефеста.  Если сравнивать архитектуру храмов древней Греции с храмами древнего Египта, то греки сооружали их небольшими по своим размерам, они были соразмерны человеку. По габаритам храм Гефеста почти в два раза меньше Парфенона, его чёткая, замкнутая колоннада характеризуется аналогичной монументальностью. Декорации храма повествуют о том, что и здесь, как и в Парфеноне, были отображены 10 из 12-ти подвигов Геракла. Также как и  Парфенон, храм Гефеста символизирует образец переработки дорического стиля.

     

    Основанием для архитектуры сооружений Древней Греции являлась окаймленная площадка, которую называли стилобат. По внешнему краю сооружались многочисленные колонны, состояли из 3-х частей, а именно базы, ствола, капители. На схемах планов, храмы изображали собой прямоугольник, который по периметру окружили колонны, присутствовала и двускатная крыша. Вход украшали треугольным фронтоном. По центру этих уникальных экземпляров архитектуры Древней Греции располагалась статуя того божества, во имя которого построили и посвятили храм. Композиция архитектуры храмов Древней Греции разнообразна. Греки при строительстве памятников архитектуры использовали балочные перекрытия. Ордерная система греков является стоечно-балочной конструкцией. Ордера использовались не только в проектировке наружных портиков, но и во внутренних работах или в интерьерах.

     

    Эпоха наивысшего расцвета скульптуры Древней Греции в период классики была и эпохой расцвета живописи для Греции. Именно к этому историческому периоду относится прекрасное новшество в живописи, утраченное впоследствии и вновь открытое, возрожденное только в эпоху Ренессанса. Первым, кто начал использовать в своей палитре полутона, был Аполлодор Афинский, за что его ещё называли Тенеписем. Работа со светотенью имела огромное значение.

     

    Во времена «Илиады» и «Одиссеи» широко использовался геометрический орнамент. На протяжении 7-6 веков до нашей эры на вазах изображаются сцены из легенд и мифов, особенно популярны были героические подвиги Геракла или Троянская война. Возникает техника чернофигурной росписи, когда закрашенные черной краской фигуры резко выделялись на красном фоне глины.

     

    В середине пятисотых годов до нашей эры рождается новый метод росписи ваз в живописи Древней Греции, который получил название краснофигурный. В этом случае фигуры принимают цвета глины, а фон покрывается черными красками. Этот метод раскрыл новые возможности изображения. Художники начали вырисовывать одежду с мелкими складками, использовать узоры каймы, тонкие локоны волос. Кроме Апполодора Тенеписца были широко популярны и другие художники - Зевкеис, Паррасий, Тиманф. Их высокое мастерство выражает эмоциональность и реализм. Однако в отличие от вазописи, монументальная живопись Древней Греции не развилась такими быстрыми темпами.

     

    Изделия из керамики были покрыты орнаментами и сюжетными росписями. Со временем изменялся и стиль росписей. Самыми популярными формами ваз являлись амфоры для хранения вина или масла. Это был красивый сосуд в форме округлой емкости, с высоким горлышком и двумя ручками. Так же использовались кратера, в них к столу подавали вино. Античные вазы со временем получили еще одну функцию — историко-документальную, потому что рисунки на них дополняют и уточняют наши представления о живописи  Древней Греции, интерьерах, быте, костюмах жителей того времени, об особенностях  видения мира.