Табакерки восемнадцатого века
-
2011-06-25
В Петербурге восемнадцатого века, русские люди в основной своей массе не курили. Это в основном было связано с тем, что в Петербурге существовал запрет на курение в публичным местах. Зато нюхательный табак был широко распространен, и как считали многие, благоприятно воздействовал на здоровье горожан.
Екатерина II не курила, но именно с приходом на трон царицы, увлечение табаком, приобрело еще большую популярность. В ее эпоху правления, горожане отдавали дань привозному табаку, французскому или немецкому. Однако одновременно с привозным табаком, в конце восемнадцатого века получил свое распространение и местный табак, который выпускали на тот момент многочисленные кустари, большей частью выходцы из Западной Европы. Уникальная технология изготовления табака была и остается довольно трудоемким и сложным процессом, несмотря на прошедшие века.
Главным компонентом был амерсфортский табак, который в России быстро превратился в махорку. Состав всевозможных ароматических добавок варьировался достаточно широко.
Одним из популярных, довольно продолжительное время, был «розовый» табак, который включал в свой состав осиновую золу, розовое масло, эликсир соснового масла и розовую воду. Нюхательный табак долгие годы оставался душевной потребностью петербуржцев. К нему пристрастились чиновники, купцы и дворяне.
Нюхательный табак находился в табакерках, которые были представлены из разных материалов, таких как: золото, серебро, папье-маше, перламутра и слоновой кости. Изящные табакерки принято было украшать бриллиантами и эмалью. Маленькая коробочка, вмещавшая в себя только горсть ароматной пыли, она была символом богатства и знатности той эпохи, и указывала на благородство и вкус обладателя табакерки.
С распространением табака стали появляется и первые табакерочные производства, они были призваны удовлетворять желания петербуржцев, всегда иметь при себе ароматный нюхательный табак в красивом и удобном футляре. Для многих людей вполне были доступны табакерки, выполненные из папье-маше, для лучшего сохранения табачного аромата внутри выложенные тонким слоем черепашьей пластинки или олова.
Одним из признанных мастеров табакерок можно считать швейцарца Иеремня Позье. В 1731 году он приехал в Петербург и занялся выпуском галантерейных вещей, в том числе и табакерок, которые делал по заказам Шувалова, графов Воронцовых и Бирона.
В 1764 году галантерейную фабрику открыл соотечественник Позье, Жан – Пьер Адор. В истории ювелирного дела он был непревзойденным мастером изумительных по своей красоте табакерок. Самые известные его работы – Чесменская табакерка, которая была изготовлена в честь победы русского над турецким флотом, а также табакерка, выполненная на эмалированном медальоне и изображающая Екатерину II.
Уже к середине восемнадцатого века, табакерки стали приобретать не только люди высшего сословия, но также купцы и крестьяне, которые располагали свободными деньгами. Обладание лаковой табакеркой, поднимал их статус в среде, к которой они принадлежали.
До нашего времени сохранилось несколько десятков табакерок, которые в свое время принадлежали Екатерине II и Елизавете Петровне. Каждая вещь является шедевром прикладного искусства, неповторима в своем художественном исполнении.