Табакерки восемнадцатого века

  • 2011-06-25



    В Петербурге восемнадцатого века, русские люди в основной своей массе не курили. Это в основном  было  связано  с тем, что в Петербурге существовал  запрет на курение  в публичным  местах. Зато нюхательный табак был широко распространен,  и как считали многие, благоприятно воздействовал на здоровье горожан.

     Екатерина II не курила, но именно с приходом на трон царицы, увлечение табаком, приобрело еще большую популярность. В ее эпоху правления, горожане отдавали дань привозному табаку, французскому или немецкому. Однако одновременно с привозным табаком, в конце восемнадцатого века получил свое распространение и местный табак, который выпускали на тот момент многочисленные  кустари, большей частью выходцы из Западной Европы. Уникальная технология изготовления  табака была и остается довольно трудоемким и сложным процессом, несмотря на прошедшие века.

     Главным  компонентом был амерсфортский  табак, который в России быстро  превратился в махорку. Состав всевозможных  ароматических добавок варьировался достаточно широко.

     

    Одним из популярных, довольно продолжительное время, был «розовый» табак, который включал в свой состав осиновую золу, розовое масло, эликсир соснового масла и розовую воду. Нюхательный табак долгие годы оставался душевной потребностью петербуржцев. К нему пристрастились чиновники, купцы и дворяне.

     Нюхательный табак находился в табакерках, которые  были представлены из разных материалов, таких как: золото, серебро, папье-маше, перламутра и слоновой кости. Изящные табакерки принято было украшать бриллиантами и эмалью. Маленькая коробочка, вмещавшая в себя только горсть ароматной пыли, она была символом богатства и знатности той эпохи, и указывала на благородство и вкус обладателя табакерки.

     С распространением табака стали появляется и первые табакерочные производства, они были призваны удовлетворять желания петербуржцев, всегда иметь при себе ароматный нюхательный табак в красивом и удобном футляре. Для многих людей вполне были доступны табакерки, выполненные из папье-маше, для лучшего сохранения табачного аромата внутри выложенные тонким слоем черепашьей пластинки или олова.

     Одним из признанных мастеров табакерок можно считать швейцарца Иеремня Позье. В 1731 году он приехал в Петербург и занялся выпуском галантерейных вещей, в том числе и табакерок, которые делал по заказам Шувалова, графов Воронцовых и Бирона.

     В 1764 году галантерейную фабрику открыл соотечественник Позье, Жан – Пьер Адор. В истории  ювелирного дела он был непревзойденным мастером изумительных по своей красоте табакерок. Самые известные его работы – Чесменская табакерка, которая была изготовлена в честь победы русского над турецким флотом, а также табакерка, выполненная на эмалированном медальоне и изображающая Екатерину II.

     Уже к  середине восемнадцатого века, табакерки  стали приобретать не только люди высшего сословия, но также купцы  и крестьяне, которые располагали  свободными деньгами. Обладание лаковой табакеркой, поднимал их статус в среде, к которой они принадлежали.

     До нашего времени сохранилось несколько  десятков табакерок, которые в свое время принадлежали Екатерине II и Елизавете Петровне. Каждая вещь является шедевром прикладного искусства, неповторима в своем художественном исполнении.