Сикстинская капелла – вершина творчества Микеланджело

  • 2011-06-22



    По настоятельному поручению римского папы Юлия II, в 1508 году Микеланджело приступает к росписи стен Сикстинской капеллы, используя еще недостаточно освоенную фресковую живопись. Тридцати трех летний художник взялся за работу с неохотой, призвав на помощь товарищей из Франции. Впоследствии ему пришлось удалять все наработанное помощниками, так как это не соответствовало его ожиданиям.

     

    В итоге, лежа на построенных Донато Браманте лесах, Микеланджело работал один, приходил засветло и уходил поздней ночью. Через двадцать месяцев была завершена половина живописной фрески капеллы. Римский папа был беспредельно любопытен и украдкой высмотрел наполовину завершенную работу, до последнего момента скрываемую великим художником.

     

    Свое восхищение Юлий  II незамедлительно открыл римскому народу в ноябре 1509 года. Во время первой обедни на жителей Ватикана смотрели сверху образы святых, пророков из Библии и сивилл, изображенных в неописуемых орнаментальных рамках: Творец, первые люди, Ной и другие. Такое творение изумило всех присутствующих, восторгу не было предела.

     

    Первая часть композиции на куполах капеллы изображала сильного человека и его слабости в борьбе с разгневавшейся стихией, сильнейшим дождем, наводнением. Везде  вода, только острова незатопленных вершин гор внушают надежду на хоть какое-то спасение. Справа изображены прячущиеся под холстом изнеможенные старики, мужчины и женщины, из последних сил пытающиеся помочь близким и утопающим.

     

    На переднем плане видны измученные люди, выбирающиеся из моря безумия: кто-то спасает своих чад, как мать, укрывающая от дождя двух детей, кто-то спасает вещи, пищу, а вот мужчина, несущий на плечах женщину, и человек, пытающийся найти укрытие, уцепившись за ствол дерева. Оказавшиеся посреди воды пытаются ухватиться за края лодки. На заднем фоне –  здание, выглядит как остров спасения.

     

    Эта часть изображения приобрела название «Потоп», в котором  Микеланджело изобразил полную композицию чувств: смелость и отчаяние, заботу и эгоизм, силу и безысходность перед лицом смерти.

     

    Через некоторый  период времени гений своего дела приступает к росписи второй части свода капеллы «Сотворение Адама», где изображает идеал мужского тела (сила и гибкость), которому Творец дает жизнь. Далее, по центру свода размещаются еще два фрагмента: «Сотворение светил и планет» и «Грехопадение и Изгнание из Рая».

     

    Основная фреска окружена двенадцатью изображениями  пророков и сивилл. Меньшие по размеру  живописи дополняют композицию: Опьянение Ноя и Жертвоприношение Ноя, Отделение суши от вод, Отделение света от тьмы, Сотворение Евы.

     

    Полное же толкование произведения в Сикстинской капелле исследователи не дают, то есть Микеланджело предоставляет возможность любому человеку проявить фантазию и понять по-своему знаменитую фреску.