Старинная ширма – хранительница тайн и дворцовых интриг
-
2013-02-04
Старинная ширма– уникальный элемент интерьера, представлявший собой своеобразную перегородку, не только служившую местом для переодевания, но и скрывавшую множество дворцовых тайн и интриг на протяжении нескольких столетий. Этот предмет антиквариата впервые появился в странах Востока, и лишь в семнадцатом столетии стал распространенным в Европе. Ширма невероятно быстро завоевала популярность среди изысканных европейцев и превратилась в необходимый атрибут интерьера знатных домов.
Из Китая поставлялись лаковые ширмы, самыми популярными из которых были так называемые Коромандельские модели, отличавшиеся богатым прорезанным декором. На такие ширмы, порой, наносилось более двухсот слоев лака. Мастера, создавали на них удивительные картины, исполненные черной краской с добавлением разнообразных пигментов.
Из Японии привозились восхитительные расписные ширмы, изготавливавшиеся из древесины и специальной прочной бумаги. Японские экземпляры отличались целостностью композиций нанесенных изображений, достигавшейся посредством соединения панелей несколькими слоями бумаги. Панели отделились лишь тонкой линией, что позволяло художникам работать в пределах цельной горизонтальной поверхности. Японские мастера расписывали ширмы композициями с ритмичными элементами и привычными для восточного искусства движениями взгляда справа налево.
После появления ширм, созданных в Японии и Китае, европейцы также постепенно стали выполнять собственные стилизации «под восток». В восемнадцатом столетии они достигли высочайшего уровня в изготовлении «восточных» ширм. Художники, работавшие в таком направлении не только занимались копированием восточных сюжетов, но и использовали галантные изящные сцены, главными персонажами которых были императоры, воины, наложницы и танцоры. Старинные ширмы нередко украшались изображениями диковинных цветов и птиц.
В период расцвета эпохи ампира, эти предметы интерьера заняли важное место в жизни каждого обеспеченного европейца. Благодаря уникальному сочетанию деревянного каркаса с резными, тканевыми или витражными вставками, ширма превратилась в важную дизайнерскую деталь. Такой предмет мебели обтягивался шелковыми, гобеленовыми и другими дорогостоящими видами ткани, украшавшимися росписью и вышивкой.
Особенное популярными ширмы стали в эпоху модерна. В это время мастера, изготавливавшие ширмы, не только возвращались к восточным мотивам, но и использовали новый символический и художественный язык культурной эпохи для создания новых техник, форм и сюжетов. Настоящий расцвет ширмы совпал с началом эпохи ар-деко, когда текстиль стал заменяться металлическими элементами с треугольными, круглыми и спиральными орнаментами. Мастера все чаще экспериментировали с ценными породами дерева и металлом, что позволило создать ширмы ранее невиданных форм.
Хотя за всю свою историю ширма познавала несколько периодов забвения, она по сегодняшний день осталась уникальным элементом декора. Мобильность и простота конструкции, высокие декоративные и функциональные качества способствовали появлению большого количества почитателей этого предмета интерьера во все эпохи.