Первые поезда и железные дороги

  • 2013-01-18



    Поезд – у каждого из нас с этим видом транспорта связано очень многое: радость встреч, горесть расставаний, дальние путешествия и небольшие переезды до ближних станций. История поездов неразрывно связана с рельсовыми дорогами и локомотивами. Впервые прообраз поезда появился еще в конце пятнадцатого столетия, однако такой вид транспорта не имел ни малейшего отношения к железной дороге. В те далекие времена поездом назывались сцепленные между собой повозки, приводившиеся в движение лошадью или каким-либо представителем рогатого скота.

     

    Новое значение это понятие стало приобретать лишь в конце семнадцатого столетия. Именно в этот период начали использоваться первые вагонетки, представлявшие собой небольшой открытый вагончик, использовавшийся для перевозки разнообразных грузов. Вагонетки передвигались по специальной деревянной дороге при помощи впряженных лошадей.

     

    С ходом времени изобретатели сумели улучшить такой антиквариат и уже в 1804 году английский инженер и изобретатель Р. Тревтик сконструировал первый локомотив и поезд. К такому старинному поезду был прицеплен лишь один пассажирский вагон. Новый вид транспорта использовался для развлечения благородных жителей Лондона.

     

    Только спустя семь лет, после осознания важности и удобства поезда, было налажено масштабное производство вагонов и локомотивов, а также началось строительство железных дорог. Сначала новые дороги для поездов появились в Англии, а затем примеру англичан стали следовать и другие страны. В то же время поезда были разделены на грузовые и пассажирские. Первый грузовой экипаж появился в 1820 году и использовался для перевоза угля с английской шахты Хэттон к небольшому городку Сандерленд.

     

    В те времена поезда существенно отличались от современных моделей – их максимальная скорость составляла до сорока километров в час, а для движения состава в печку, расположенную в машинном отделении, постоянно нужно было подбрасывать уголь. На территории России в 1833 году также был создан паровоз. Данное изобретение принадлежало Черепанову, и было намного скромнее иностранных аналогов. В России первые подобные поезда появились в 1837 году. Однако в стране так и не было налажено объемное производство локомотивов, а дорожная сеть для поездов развивались очень медленно. Лишь в конце девятнадцатого столетия здесь началось производство паровозов, что существенно расширило сеть железной дороги.

     

    Тогда же паровозные локомотивы, состоявшие из бочки, крепившейся на двух осях, превратились в мощные машины, развивавшие скорость до ста пятидесяти километров в час. Благодаря появлению такого транспорта, способного перевозить большие грузы, начала активно развиваться металлургия. Количество добычи и обработки руды резко возросло, что позволило создавать стальные дороги для поездов.

     

    Наиболее активное использование железнодорожного транспорта пришлось на период мировых и гражданских войн. Тогда по рельсам стали передвигаться огромные бронепоезда, перевозившие на фронт оружие и всевозможные вещи для солдат. В начале прошлого столетия локомотивы, работавшие на угле, были заменены электровозами, и поезда стали передвигаться при помощи электрического тока. Железнодорожный транспорт, прошедший долгий путь модернизации, по сегодняшний день остается любимым средством передвижения миллионов путешественников по всему миру.