Антикварные куклы страны Восходящего Солнца

  • 2011-04-20



    Сотни лет в стране Восходящего Солнца существуют «праздничные» куклы. Их делают из глины, дерева, бумаги или  ткани, и посвящают каким-либо праздникам, обычаям. Этими куклами  не принято играть, ими можно только любоваться. Не многие знают, что впервые "куклы для игр" появились в Японии, и это в будущем повлияло на развитие индустрии в Европе.


    Известный производитель кукол Jumeau в XIX веке выпустил куклу-ребенка Jumeau Bebe, заимствовав идею у японцев. В 1851 году, на международной выставке в  Лондоне, европейской публике была представлена первая японская кукла с фарфоровой головой, у которой сгибались руки и ноги. Европейская индустрия кукол, открывшая для себя японские традиции, получила огромный потенциал. Япония появилась на мировой арене культуры и экономики после 200 лет изоляции.


    В 18 веке, в Японии большим спросом пользовались куклы Ichimatsu ningyo, которых  назвали в честь известного актера в театре кабуки, он играл  роль женщин. Кукла представляла собой  ребенка и всем своим видом  показывала веселость и озорство японских детишек. У куклы было мягкое тело, стеклянные глаза и шевелюра из натурального волоса. Лицо сделано из бамбука или папье-маше. Куклу покрывали смесью из порошка ракушек и клея.


    На европейский рынок эти антикварные предметы попадали с ярко раскрашенными лицами, но без одежды. Эта новизна давала возможность менять наряды из набора с различными платьями и косюмами, в отличие от стандартных кукол с вшитой одеждой. Так же можно было шить одежду для куклы самому.


    Традиционное умение мастеров Японии выражалось в высоком качестве игрушки. Куклы стоили не дорого, но несмотря на это, их бережно хранили и передавали последующим поколениям. Японские  мастера очень точно передавали все анатомические формы человека кукле. Этот факт сильно шокировал европейцев.


    В 1870 году Япония начала экспорт своих  кукол в Америку. В отличие от японских, французские куклы славились своей роскошью и, соответственно, стоили намного дороже «кукол для игр». Куклы японских мастеров быстро получили признание у населения среднего класса, которые не могли себе позволить французских фарфоровых красавиц.


    Немецкие и французские производители начали делать игрушки в традиционных японских нарядах и с восточными лицами. Это были куклы Motschmann или Taufling, которые умели разговаривать. Но пиком японского искусства стала выпущенная коллекция из 58 кукол, одетых в шелковое кимоно. Они изображали девочек  с фонариками. В набор так же входили украшения, мебель, сервизы. В 1927 году, правительством Японки, эта коллекция из 58 кукол была подарена США.


    По  окончании первой мировой войны  кукольная промышленность Японии начала копировать европейские модели. Известным  производителем кукол в 1915-1936 годах, для рынка Америки и Европы, была фирма Morimura Brothers, зарегистрированная в Нью- Йорке. Оригинальной моделью этой фирмы была кукла Чио-Чио-Сан. Остальные же очень напоминали дешевые немецкие игрушки.


    Среди коллекционеров очень высоко ценятся куклы, выпущенные в конце 18-в и начале 20-в. Такое предпочтение связано с тем, что японские кукольные традиции стали забываться.