Живописное искусство русских финифтяников
-
2012-10-03
По старой русской традиции живописное русское эмалевое производство называют финифтяным, а мастера по эмали – финифтяниками. Однако современные ценители данного старинного искусства, как и многие коллекционеры изделий русской финифти, пользуются более привычным словом – «эмаль».
Всего несколько десятилетий назад, в середине 80-90-х годов прошлого века ювелирные украшения известной во всей стране фабрики «Ростовская финифть» были любимыми изделиями женской части населения Советского Союза. Здесь изготавливались вещи широчайшего художественного потребления. Так как они были современной тиражной и фабричной продукцией, их можно отнести к изделиям декоративно-прикладного и русского ювелирного искусства. Такие предметы антиквариата благодаря своей невероятно яркой и разнообразной росписи, наличию тончайшей сканной оправы, изготавливавшейся вручную, и сложной эмальерной технике выглядели изящными, праздничными и оригинальными.
Старинная ростовская финифть всегда была предметом активного частного собирательства и музейного коллекционирования. Порой она даже составляла конкуренцию знаменитой русской пластике семнадцатого – девятнадцатого веков и считалась более элитарным разделом прикладного искусства. Как правило, такие изделия стоили гораздо дороже и приобретались в основном представителями более обеспеченных слоев общества. Город Ростов на протяжении нескольких веков был одним из наиболее крупных центров российского эмальерного искусства.
В четырнадцатом и пятнадцатом веке финифть в России играла второстепенную роль в процессе украшения бытовых предметов. В шестнадцатом веке широкое распространение получила уникальная техника эмали по скани, наиболее часто использовавшаяся в Новгороде и Москве. Спустя столетие наступил век настоящего расцвета искусства русской эмали, которой в этот период украшались даже такие вещи функционального назначения, как футляры, старинные чернильницы, ручки столовых приборов, пряжки, пуговицы, кольца, серьги, шкатулки и многое другое. При этом эмалью украшали не только элементы предметов светского характера, но и предметы культа.
Эмали, использовавшиеся русскими мастерами серебряных и золотых дел, составлялись в основном из местных материалов. С развитием экономических отношений с восточными и западными странами русские мастера стали изготавливать предметы из более качественной привозной эмали. Постепенно в России становилась популярной техника расписной эмали, имевшая огромное значение для развития ювелирного и декоративно-прикладного искусства в России, так как это позволяло быстро декорировать изделия не только орнаментами, но и сложными сюжетными изображениями. Популярной на территории страны была также техника эмали по литью, использовавшаяся при изготовлении таких культовых изделий как складни, кресты и иконы. Во второй половине появилась техника, имевшая общие черты с живописью на фарфоре и миниатюрой на кости. Русские мастера досконально владели всеми существовавшими техниками финифти и долгое время удивляли своими изделиями роскошное европейское общество.