Фарфоровое производство в России
-
2012-05-04
Еще около трехсот лет назад жители Европы даже не представляли, для чего изготавливался фарфор, а китайцы бережно хранили тайну этого материала. Фарфору нередко приписывались магические свойства, а так же способность изменять свой цвет, если жидкость, налитая в фарфоровый сосуд или еда, положенная в фарфоровую посуду, была отравлена. Возможно, именно по этой причине образцы первой фарфоровой посуды из Китая появилась при дворах монархов Европы. На территории Московского Кремля старинный фарфор начал использоваться еще в тринадцатом-четырнадцатом веках.
Во многих странах фарфор нередко называли «белым золотом», ведь его стоимость могла превышать цену на золото. Фарфоровые изделия дарили исключительно коронованным особам, ими украшались парадные дворцов. Если такие предметы разбивались, то кусочки фарфора бережно оправляли серебром и золотом и носили в качестве украшения на цепочке.
В начале восемнадцатого века немецкий химик из Саксонии, Иоанн Беттгер сумел раскрыть секрет фарфоровой массы. Он провел множество экспериментов и создал европейский фарфор. Свои работы ученый проводил в охраняемом замке Альбрехтсбург в городе Мейсен, недоступном для обычных жителей. Именно там, в 1710 году, впервые была основана европейская фарфоровая мануфактура.
Конечно, такое открытие не могло пройти мимо пристального внимания Петра Первого, всегда старавшегося обустроить Россию по западному образцу. Он часто заказывал в других странах фаянсовую и фарфоровую посуду, использовавшуюся как для украшения интерьера, так и для обихода. Во время своих неоднократных посещений европейских стран, Петр не только интересовался предметами, изготовленными из фарфора, но и не раз пытался наладить его производство в России, но такие попытки были безуспешными.
Идея Петра Первого о создании собственной фарфоровой мануфактуры смогла осуществиться только спустя два столетия, во время правления Елизаветы Петровны. В этот период появление и развитие фарфорового дела в России было неразрывно связано с известным русским мастером Дмитрием Виноградовым.
Предметы антиквариата, изготовленные императорским фарфоровым заводом раннего периода, по традиции называются виноградовскими, ведь изобретение материала, организация процесса производства и работа над созданием каждой вещи – это результат кропотливого труда Дмитрия Виноградова.
Постепенно, с ростом авторитета России на международной арене, появилась острая необходимость в развитии форм искусства, способных создать импозантные возвеличивающие образы, прославляющие правительство государства. Именно поэтому старинный фарфор уже в начале восемнадцатого века стал самой важной принадлежностью каждого царского двора. Фарфор рассматривался как предмет роскоши и невероятно дорогой товар. Многие государи Европы стремились получить в свое распоряжение фарфоровую мануфактуру.
Фарфоровое производство в Росси оценивалось самыми влиятельными людьми в качестве государственно важного культурного дела. Самые распространенные тенденции русского декоративного искусства 18-го века нашли свое отображение именно в фарфоре, что позволило превратить его в культурную и историческую ценность.