Проблемы правового регулирования ввоза культурных ценностей на таможенную территорию Российской Федерации.

  • 2010-05-06

    Наряду с Таможенным кодексом Российской Федерации (далее – ТК РФ), который регламентирует общий порядок ввоза товаров на таможенную территорию, в отношении культурных ценностей действует специальный закон – Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 года «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (в ред. Федерального закона от 02.11.2004 N 127-ФЗ).

    В соответствии со ст. 5 Закона о вывозе и ввозе культурных ценностей «ввоз культурных ценностей» - это перемещение любыми лицами в любых целях через таможенную границу Российской Федерации культурных ценностей, находящихся на территории иностранного государства, без обязательства их обратного вывоза.

    В соответствии со ст. 23 указанного закона ввозимые культурные ценности подлежат таможенному контролю и специальной регистрации в порядке, установленном федеральной службой по сохранению культурных ценностей совместно с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.

    В настоящее время данный порядок регистрации существует в отношении культурных ценностей, ввозимых физическими лицами для личных целей. В этом случае данная регистрация выполняет еще «вспомогательную» функцию в области таможенно-тарифного регулирования, подтверждая цели ввоза.

    В отношении юридических лиц, перемещающих культурные ценности для последующего отчуждения третьим лицам на таможенной территории России, такой порядок отсутствует.

    В связи с этим возникает вопрос, является ли регистрация специальным органом ввозимых товаров как культурных ценностей необходимым условием такого ввоза или нет. И вправе ли таможенные органы требовать заключения (или иного документа), свидетельствующего о включении в Реестр культурных ценностей такого товара, при его декларировании.

    В настоящее время однозначного ответа на данный вопрос ни законодательство, ни правоприменительная практика не дает. Вполне очевидно, что аналогия закона данный пробел устранить не может в силу разной правовой природы таможенных процедур, применяемых в отношении коммерческих товаров и товаров, используемых в личных целях.

    Можно предположить, что поскольку факт регистрации товара в качестве культурной ценности не влияет на взимание таможенных платежей, применение запретов и ограничений при ввозе, то такая регистрация в момент ввоза не требуется и может быть осуществлена в любое время после выпуска товара.

    В этом случае проблема заключается в том, что культурные ценности, как правовая категория, неоднородны по своему характеру с точки зрения таможенно-тарифного регулирования. Так, если товар представляет собой предмет старины старше ста лет, в отношении него применяется нулевая ставка таможенной пошлины, если младше – то в соответствии с Таможенным тарифом России.

    Это делает необходимым соотнесение культурных ценностей и даты их производства. Законодатель постановку вопроса о дате производства культурных ценностей оставляет за лицом, перемещающим товар. В результате возникает ситуация, при которой лицо, подтверждающее свое право на использование таможенной преференции, должно автоматически регистрировать эти товары в качестве культурных ценностей.

    Кроме этого, в законодательстве нет ответа на вопрос, может ли ранее ввезенный товар, прошедший соответствующую государственную регистрацию, быть вывезен в рамках режима «реэкспорта» при соблюдении сроков этого режима.

    Отсутствие четких процедур, которые бы регламентировали действия лиц, перемещающих товары, являющиеся культурными ценностями, по нашему мнению, нарушает принцип определенности права, что с неизбежностью приводит к нарушению прав и законных интересов.

    Данный пробел требует восполнения путем законодательного регулирования. Представляется, что в Законе о вывозе и ввозе культурных ценностей необходимо закрепить специальную норму о том, что регистрация ввозимых товаров в качестве культурных ценностей осуществляется только в том случае, если в отношении них были предоставлены льготы по уплате таможенный платежей.

    Кроме этого, возникает вопрос с теми ввезенными культурными ценностями, которые были изъяты таможенными органами или на которые был наложен арест в рамках административного или уголовного дела. Закон о культурных ценностях содержит четкое и недвусмысленное предписание об их передаче федеральной службе по сохранению культурных ценностей. В соответствии со ст. 39 указанного закона Федеральная служба по сохранению культурных ценностей осуществляет хранение указанных культурных ценностей, их экспертизу и публикацию с целью уточнения права собственности на них.

    Вместе с тем, как показывает практика, таможенные органы не всегда передают культурные ценности на хранение указанной службе. В этом случае арестованные культурные ценности хранятся на складах временного хранения, условия которых не пригодны для длительного хранения культурных ценностей.

    Вобликов Виктор Юрьевич, преподаватель кафедры административного и таможенного права.