Скульптура древней Японии под влиянием конфуцианства
-
2011-10-11
Культура Японии развивалась под влиянием конфуцианства, в особенности буддизма, это наиболее сильно выражалось в архитектуре и скульптуре. Распространение этой древней религии в стране сильно ускорило развитие скульптуры, так как буддийский культ требовал много скульптурных изображений будд, бодхисатв и других. Однако в определенной мере буддизм так же затормаживал это развитие. Поскольку единственным объектом отображения, изначально был Будда, все буддийские художники придерживались канонов при его изображении. Уже в период Асука (650 год и позже), существовало множество скульптур Будды в древней Японии. Именно в 650 году известный мастер Ямагути-но Атаногути, согласно приказу самого императора, создал скульптурную композицию под названием «Тысяча будд».
Известно множество бронзовых древних скульптур, изображающих Будду. К ним относится, статуя триады Сяка, находящаяся в Золотом храме уникального ансамбля Хорюдзи. К числу памятников скульптуры раннего буддизма древней Японии, которые относятся к «импортированным» из Кореи образцам, можно причислить статую Гусэ Каннон, в монастыре Хорюдзи. Скульптура богини изготовлена из цельного куска камфорного дерева. Ученые считают её деревянной копией древней бронзовой скульптуры, позже покрытой тонким листовым золотом. Скульптура в древней Японии интенсивно развивалась. В те времена, ранний абсолютизм в искусстве достиг расцвета. Для скульптур характерной является большая творческая свобода мастера, они отличаются пластичностью и правильностью форм, при передаче пропорций тела человека. Прекрасными образцами являются скульптура головы Будды в храме Ямада-дэраи триада Якуси в древнем храме Якусидзи.
В Японии и других буддистских странах создаются огромные скульптуры, изображающие будд и боди-сатв, располагающиеся вне помещений. Примером этому служит древняя скульптура бодисатвы Мироку, высотой 18 метров, в храме Дайандзи. Скульптура периода буддизма в древней Японии в период Нара достигла уровня наивысшего развития, по сравнению другими буддийскими странами. В период Нара (VIII в.), в древней Японии были построены ведущие храмы, потребовавшие огромное количество скульптур. Именно в этот период в статуях будд отмечается наиболее строгое следование канону. Очень хорошо отражают особенности реализма в скульптуре древней Японии того периода, слова академика Н.И.Конрада: «Скульптура имеет живое человеческое лицо». В этот период для мастеров становится важной и внутреннее выражение. Выражение может быть реалистичным, только тогда, когда оно соответствует природе персонажа. Персонажами в данном случае были святые с их подвижниками и проповедники.
Именно такую истинную реалистичность, выраженную в человеческом облике, нам демонстрируют древние скульптуры эпохи Тэмпё (VIII в). Для современного человека, это всего лишь скульптурные портреты различных людей с выразительными лицами. Они порой нервные, чуть ли не издерганные, порой исполнены величавого покоя, глубокого раздумья, сосредоточенности. А возле них то, с чем эти святые боролись, или во имя чего жили. Боролись они со злом, оно отображено в образе ужасного демона, а жили во имя добра воплощенного в образе светлого божества. Нам видна сосредоточенность и отрешенность в позе и лице скульптуры монаха Гандзина, который достиг неба на земле и являлся основателем монастыря Тосёдайдзи (VIII в.).
Про искусство скульпторов древней Японии может косвенно свидетельствовать наличие особых мастерских, в которых изготавливались Будды. Мастерские эти были в подчинении у особого учреждения, созданного согласно приказу о строительстве храмов Тодайдзи. Приказом объединялись художники, скульпторы, резчики по дереву, мастера по лаку, литейщики и другие. Одной из характерных скульптур является Большой Будда. Сооружение этого бронзового гиганта началось в 747 году и завершилось в апреле 757 года. Гигантская фигура была предназначена для большого и великого храма Тодайдзи. В дальнейшем, скульптура Большого Будды разрушалась и вновь восстанавливалась. Дошедшая до нас статуя подверглась полной реконструкции в 1692 г. Широко распространена точка зрения, что сооружение скульптуры Дайбуцу истощило древнюю Японию. В той или иной степени, после создания Большого Будды, мода на такие огромные статуи стала постепенно уходить в прошлое. Резко сократилось количество новых, крупных буддийских скульптур.
Каменная скульптура в древней Японии развивалась слабо, из-за отсутствия подходящих материалов. До наших времен дошло большое количество каменных Будд, но все-таки каменная скульптура в буддийской Японии была распространена меньше, чем в других странах. До нас дошло так же много рельефов на камне, изображающих будд, их называли дзуто. В тот период вообще была сильно развита техника рельефа. Они были везде: на металле, черепице, камне и кирпиче. Что касается техники исполнения, то для раннего Хэйанского периода характерным было создание скульптур из цельного куска дерева. Развивался так же особый способ резьбы по дереву – хомбо. Статуи из глины и лака постепенно исчезали.
Хэйанскому периоду весьма характерна живопись, которая повлияла и на развитие скульптуры: уделялось больше внимания живописно-пространственным решениям в ущерб объемности и пластичности. Этим можно объяснить появление в древней Японии плоских и декоративных скульптур. Примером является изображение божества Амида Нёрайв храме Бёдоин, оно исполнено Дзете. В обществе появился большой спрос на искусство. Все это вызвало появление в древней Японии крупных объединений скульпторов, например знаменитая киотская мастерская, основанная скульптором Косе. Пик ее деятельности приходится на период, когда она была возглавлена сыном Косе Дзете. Тогда же завершалось становление метода киёсэ, упоминавшегося выше.
С началом периода Камакура, скульпторы продолжили развивать традиции периода Хэйан. Большую роль в этом сыграли жестокие междоусобицы древней Японии, они велись за наполненные сокровищами искусства храмы Тодайдзи и Кофукудзи. Для восстановления храмов требовалось воссоздание и погибших скульптур. Это обеспечило киотским мастерским крупные заказы. Огромную роль в развитии скульптуры древней Японии в период Камакура играла мастерская, основанная Дзете. С ней была связана деятельность таких известных скульпторов, как Кокэй, Ункэй - его сын, ученик Ункэя - Кайкэй, был известен нам также как Аннами.
Кокэй являлся автором многих замечательных скульптур. Среди них – шесть статуй священников из храма Кофукудзи. Эти древние скульптуры представляют собой прекрасные портреты. За периодом Камакура последовал период Мурома-ти - 1392—1568 г.г., широко распространены были рельефы, реалистические скульптурки животных, а также театральные маски. К сожалению, японская скульптура в дальнейшем так и не смогла подняться выше уровня, достигнутого в периоды Хэйани Камакура. Их принято считать классическими. После этих периодов ведущую роль в искусстве древней Японии стали играть, прежде всего, прикладное искусство и живопись.
Естественно, были и исключения, в период Эдо работал Энку - замечательный мастер скульптуры, его деревянные портреты выглядят очень современными. Энку – его прозвище мастера в дзен-буддизме, которое означает «Совершенная пустота». Вел он бродячую нищенскую жизнь, может быть, даже был монахом. Во время своих странствий, Энку мог в качестве платы за ночлег и еду, вырезать из дерева простые и динамичные фигурки любимых народом богов. Работы этого мастера можно обнаружить в самых неожиданных местах, по всей Японии, чаще всего они встречаются в маленьких деревенских храмах. Современная Японская скульптура многолика. У неё очень мало точек соприкосновения с пластическими традициями, сложившимися в эпоху средневековья, ещё в странах Дальнего Востока. Но развитие скульптуры продолжается в современном искусстве Японии, как выражение древней национальной традиции.