Горячие товары
Наследникам еврейского промышленника отказали в реституции
-
14.05.2013
Реституционный процесс на сегодняшний день весьма успешно проходит во многих странах мира, однако недавно на этом поприще разгорелся настоящий скандал: законным наследникам известного еврейского предпринимателя Р. Семмеля отказали в возвращении двух произведений искусства Старых Мастеров из коллекций нидерландских музеев. Предлогом для отказа стал факт, что музеи больше нуждаются в старинных картинах.
Судовой иск касался полотна Б. Строцци с изображением Иисуса Христоса и самарянки у колодца из музея, расположенного в Хейно, а также произведении Яна ван Скорела из собрания Центрального музея Утрехта. Еще одна старинная картина – пейзаж с охотой на оленей в пустыне, созданный Блекером, - не была возвращена наследникам из-за недостатка доказательств, что антиквариат входил в коллекцию Семмеля.
Семмель некогда был одним из известнейших производителей предметов одежды на территории немецкой столицы. На его вилле в Берлине находилось огромное собрание антиквариата и живописных произведений. С приходом нацистов к власти промышленник был вынужден покинуть страну вместе с супругой и переехать в 1933 году в Нидерланды. Свою коллекцию Семмель был вынужден продать на двух аукционах. Бывший текстильный магнат в 1941 году эмигрировал в Америку, где едва ли сводил концы с концами.
Хотя антикварные картины из собрания Семмеля не были изъяты нацистскими властями, наследники миллионера рассматривают их продажу как вынужденный шаг. Как правило, судовые разбирательства, связанные с такими делами, решаются в пользу наследников. Однако в этот раз реституционная комиссия, рекомендующая правительству Нидерландов возвращать произведения искусства наследникам жертв Холокоста, от подобных советов воздержалась.
Члены комиссии отказали в реституции из-за отсутствия среди родственников Семмеля прямых потомков и людей, состоящих с ним в кровном родстве. Наследницами выступили внучки давней подруги Семмелей – Греты Гросс-Эйзенштадт. В свое время Грета была компаньонкой предпринимателя после смерти его супруги. Так как Семмель не имел детей, он завещал свое состояние подруге.