Горячие товары
Норвежский музей отказал наследникам в реституции
-
11.04.2013
Недалеко от Осло находится известный Художественный Центр под названием Henie-Onstad. В нем уже более шестидесяти лет хранится уникальный антиквариат – старинная картина Анри Матисса с изображением женщины в голубом платье, сидящей у камина. Это произведение считается одной из лучших работ в коллекции музея, открытие которого состоялось в 1968 году. Музей был основан норвежским судовладельцем Н. Унстадом и его супругой, олимпийской чемпионкой и голливудской актрисой С. Хени.
Недавно руководителям музея сообщили, что на картину Матисса нашлись новые претенденты, являющиеся наследниками Поля Розенберга – галериста из Франции, имевшего еврейское происхождение. Купить антикварную картину легендарного мастера Розенбергу удалось в 1937 году – в год создания полотна.
В 1941 году более ста шестидесяти произведений искусства из принадлежавшей ему парижской галереи были конфискованы немецкими властями. До нашего времени сохранился список произведений, изъятых у Поля Розенберга. В 1942 году картина Матисса числилась в списке с печатью Геринга как конфискованное полотно. Помимо этого, галерист имел собственный список украденных работ, который на данный момент находится у его наследников. На основании представленной документации шедевр Матисса был включен в перечень незаконно изъятых произведений искусства.
Следы пропавшего полотна удалось найти в 2012 году, когда картина принимала участие во временной выставке Центра Помпиду. Главной наследницей Матисса выступила внучка Розенберга, которая сразу же начала переговоры с музеем. Не смотря на столь исчерпывающие доказательства, руководители норвежского музея старинную картину возвращать не спешат.
Одним из аргументов их отказа стал закон Норвегии, согласно с которому по прошествии десяти лет права собственности на все предметы переходят к текущим владельцам, а произведением Матисса музей владеет уже более шестидесяти лет. Кроме того, музейные работники имеют другую версию провенанса полотна. Согласно записям, сохранившимся в музее, до 1942 года антикварная картина находилась в коллекции парижского собирателя Поля Петридеса. В 1949 году работа, вероятно, попала в одну из парижских галерей, где ее приобрел Нильс Унстад. По мнению внучки Розенберга, такая история является чистым вымыслом, а музей взялся за проведение собственного расследования.