Горячие товары
Состояние рынка антиквариата в мире и в России
-
21.03.2011
Christies и Sothebys два самых влиятельных аукционных дома мирового уровня. Вечные соперники, они делят большую часть антикварного рынка,задавая тон и определяя критерии ценностей для других аукционов, поменьше. Судя по всему, кризис нисколько не портит их планов, ведь недавно свершилась распродажа коллекции самого Ива Сен-Лорана, что всколыхнуло весь мир ценителей моды и не только. Коллекцию выставил на торги дом Christies и выручил за нее 374 миллиона евро, что является рекордной суммой для аукционного мира. В этом плане Sothebys несколько отстает, так как альтернативу Иву Сен-Лорану найти довольно сложно. Тем не менее, эксперты компании обратили свое внимание на другого, не менее известного кутюрье.
Всю коллекцию Джанни Версаче, Sothebys распродал на торгах в Лондоне, где ее оценили по достоинству. В итоге, на долю Sothebys выпал шанс продать частную коллекцию, входящую в список самых значительных собраний за последние годы. С молотка ушло свыше 500 лотов, куда входили не только картины XIX века, но и ценная мебель, скульптуры, мелкая пластика и серебро. Аукционный дом Sothebys собрал более 7,5 миллионов фунтов стерлингов, а объем продаж лотов составил 98,4%, эти даже выше, чем показатели торгов коллекции Сен-Лорана.
В целом, западный рынок антиквариата стабилен, не чувствует ни надлома, ни тревог. Так ли обстоят дела на отечественном рынке? Именно на эту тему СМИ общались с Ильдаром Галеевым, входящего в состав Международной конфедерации арт-дилеров и антикваров. На вопрос о том, почему инвесторы переключаются на антиквариат, стоит лишь основным объектам инвестиций, как нефть, ценные бумаги, металлы или недвижимость, начинать падать, Галеев дал простой ответ. Он считает, что антиквариат далеко не бухта спасения от бури, как его многие называют, он всего лишь финансовый инструмент. Но надо признать, эффективный инструмент. Так как сейчас сложное время, когда совершенно все ставится под сомнение, переживают падение даже незыблемые вещи, то люди просто тянутся к тому, что более устойчиво на общем фоне.
И хотя роль антиквариата пока плохо изучена в наложении на экономическую жизнь страны, тем не менее, на данном этапе она вызывает больше доверия. Все дело в том, что этот сектор несколько отстранен от общих правил рынка, на него нельзя примерять то, что относится к нефти или ценным бумагам. Напротив, известны многие случаи, когда в тяжелые времена, наполненные страхом и паникой, именно антикварные коллекции стабильно пополнялись и продавались. Также Галеев отметил, что первая волна кризиса не оказала существенного давления на мировой рынок антиквариата, а рекордные продажи коллекции Сен-Лорана, хоть и поражают простых людей, но подтверждают вышесказанное. Причем, Ильдар подчеркнул, что не считает это первыми признаками бегства капитала в искусство, скорее, это является своеобразным парадоксом этого рынка.
Уже ясно, что докризисных цен не предвидится, просто стоит привыкнуть, что рынок антиквариата просто существует в иной ценовой категории. Ко всему прочему, Галеев поделился своими оптимистичными прогнозами по состоянию рынка антиквариата в мире в целом, и в России, в частности. Положительный прогноз объясняется не только нестабильность цены на нефть, влияющую на ситуацию на рынке, но и в желании страны окультуриваться, быть образованной во всех сферах, накопить культуру на будущее. Для презентабельности уже мало состоять в списке Форбс, чтобы самоутвердиться, человек должен также ориентироваться и в вопросах искусства. Об этом говорит популярность, сочетание таких несовместимых вещей, как приобретение не только футбольных клубов, но и ультрамодных галерей, одними и теми же лицами. Со временем число коллекционеров увеличится, пусть сейчас Россия не может сравниться с масштабами Европы, но в отличие от Запада, успешно собиравшего антиквариат на протяжении многих столетий, русское общество в этой сфере новичок, поэтому не стоит ожидать от него тех же размахов.
Не так давно считалось, что отсутствие своего Квадрата Малевича, говорит не в пользу банка, а что же с корпоративным интересом к предмету искусства на сегодняшний день? Галеев считает, что корпоративные собрания не имеют под собой основания, это всего лишь общак искусства, к тому же, плохо сформированный. Другое дело, если это собрание одного магната в границах своей корпорации. Ведь коллекционирование произведений искусства процесс индивидуальный, основанный на вкусе и критериях красоты и ценности собирателя-одиночки. Индивидуализированные черты собирательства в России появятся быстрее, если музеи возьмут на себя роль управления, задача которого в задавании тона и создание моды на имена в коллекциях, или же они предпочтут работать под заказы спонсоров.
В чем же особенность модели поведения отечественных покупателей, их отличие от зарубежных коллекционеров? Ильдар утверждает, что во всем виноват менталитет русского народа, который так и норовит достать товар из-под полы. Так как предметы искусства в некотором роде дефицитный товар, то люди стараются обходить аукционы, меняя антиквариат на наличные. Например, по данным статистики, оборот на русском рынке искусства достигает нескольких миллиардов, тогда как на аукционы приходится практически десятая доля этого объема. Сначала русскому народу стоит перестать действовать по схеме: товар на чемодан с деньгами, а потом уже говорить о чем-то большем.
Другая особенность отечественного покупателя заключается в стадном образе жизни, несамостоятельности в выборе покупки. В большинстве своем, они руководствуются простой формулой: я тоже такую вещь хочу. А, как правило, коллекции без индивидуальности в выборе не создаются.