Горячие товары
  • Старинный Евхаристический набор из 10-ти предметов: серебро «84», позолота, предметы русского орнаментального шитья. Россия, XVIII - XIX вв. Подробнее2 100 000 руб
  • Икона складень с праздничными клеймами Подробнее70 000 руб
  • Икона Божией Матери Одигитрия. Подробнее6 500 руб


В Эрмитаже проходит экспозиция графических работ с трагическими сюжетами Франсиско Гойи

  • 14.11.2012



    Главный штаб Государственного Эрмитажа проводит невероятно интересную выставку старинных графических работ великого испанского художника восемнадцатого – девятнадцатого столетий Франсиско Гойи. Экспозиция представляет удивительный антиквариат – сорок произведений из коллекции Эрмитажа, среди которых раритетные офорты из разных серий, а также некоторые рисунки, выполненные при помощи литографического карандаша.

     

    Практически все старинные картины являются частью первой графической серии «Капричос» или «Причуды». В этом цикле гравюр Гойя отобразил политические, религиозные и социальные темы. Его работы стали представлением наиболее важных проблем Испании тех времен: власти инквизиции, нищеты, суеверия народа, темноты и человеческих пороков. На всех листах, выставленных в Эрмитаже, сохранились авторские комментарии и подписи, в основном имеющие истоки в народных испанских поговорках, фольклоре, песнях и пословицах.

     

    Старинные гравюры этой серии наполнены переплетением трагедии с фарсом, красоты с уродством, реального мира с вымышленным. Они населены фантастическими образами ведьм, дьяволов, козлов, колдунов, огромных кошек, летучих мышей и ослов в камзолах. В экспозицию вошел один из наиболее известных офортов из раздела «Каричос» под названием «Сон разума порождает чудовищ».

     

    На выставке ряд причудливых чудовищ сменяется образами из известной серии Гойи «Бедствия войны». Если в «Капричос» художник чаще пользовался аллегорией и гротеском, то в этом разделе графических произведений главной темой стал реальный мир с его страданиями и горем. Серия «Бедствия войны» была посвящена борьбе испанцев с нашествием французов, а не противостоянию воюющих армий. В своих работах Гойя отобразил действия карательных экспедиций, казни и аресты, жестокие пытки и тела погибших людей.

     

    В произведениях Гойи нашли отклик наиболее важные события в истории Испании рубежа восемнадцатого и девятнадцатого веков. Мрачные сцены ужаса, страданий и лишений были хорошо известны автору, пережившему героическое сражение испанского народа с нашествием Наполеона, время прогрессивных реформ Карла IIIи события двух революций начала девятнадцатого столетия.

     

    Свою последнюю, наиболее зашифрованную серию графических работ под названием «Глупости», Гойя посвятил событиям, следовавшим за поражением революции. Такие композиции, вошедшие в число экспонатов выставки, полны аллегорий и гротеска. В них крупные фигуры с искаженными лицами заполняют практически все пространство листа. Наряду с офортами, в Эрмитаже экспонируются уникальные рисунки Гойи. Хотя их нельзя отнести к определенной серии, они объединены общей тематикой – темой страданий человека. Параллельно с выставкой работ Франсиско Гойи проходит экспозиция произведений Диноса и Джейка Чемпенов, в своем творчестве не раз обращавшихся к его картинам. Сравнить шедевры выдающегося испанского художника с работами современных мастеров посетители выставки смогут до тринадцатого января следующего года.