Горячие товары
Наследники Макса Либермана хотят вернуть себе коллекцию его шедевров
-
11.08.2012
Сторонники возвращения утерянных предметов антиквариата жертвам Холокоста и их прямым наследникам, все чаще обнадеживаются новостями о реституциях шедевров прошлых веков, то и дело мелькающими в СМИ. Однако такие единичные случаи оказываются только каплей в море остальных неразрешенных дел такого характера. Как правило, собрания антиквариата коллекционеров еврейского происхождения были настолько крупными, что их абсолютная реституция оказывается невыполнимой задачей. Наследникам приходится тратить на возвращение коллекций своих почивших родственников долгие годы, а борьба за достижение этой цели проходит с переменным успехом.
Современные исследователи относят антиквариат, собранный Максом Либерманом, к сложным реституционным случаям. Он известен не только как выдающийся немецкий импрессионист, но и как заядлый коллекционер работ Пьера-Огюста Ренуара, Клода Моне, Эдгара Дега, Эдуарда Мане, а также великих немецких мастеров Адольфа Менцеля и Карла Блехена.
В 1933 году Либерман под давлением нацистов был вынужден покинуть пост президента Академии художеств. Либерман скончался спустя два года, а его коллекция перешла по завещанию к его жене. Марта Либерман продала часть коллекции своего мужа, чтобы оплатить свое лечение и рассчитаться с долгами. В 1943году она покончила с собой, опасаясь отправки в концлагерь, а оставшиеся в квартире произведения искусства, были конфискованы.
Теперь предметы антиквариата, собранные Максом Либерманом, рассеяны по многочисленным частным и государственным коллекциям. Две правнучки художника, не разглашающие своих имен, с боем возвращают себе каждую старинную картину. Сейчас они ведут борьбу за две антикварные графические работы известного художника Адольфа Менцеля, находящиеся в берлинском собрании Гравюрного кабинета.
В коллекции Либермана находилось около шестидесяти произведений этого немецкого живописца девятнадцатого века. Хотя обе работы, попавшие в Гравюрный кабинет, были проданы в 1938 году вдовой художника, адвокаты сочли эту продажу вынужденной. По неизвестным причинам процесс реституции рисунков Менцеля тянется уже три года.
Наследницам все же удалось добиться на реституционной почве некоторых успехов: в этом году они вернули себе четыре других работы Менцеля, которые появятся на аукционе в Берлине 28-го ноября. Также им удалось добиться возвращения старинной картины Карла Блехена.