Горячие товары
Картина Либермана была возвращена по реституции
-
30.05.2013
В этом году все больше реституционных дел заканчивается позитивно для наследников жертв Холокоста. Несколько десятков дорогостоящих произведений известных мастеров уже были переданы крупнейшими музеями мира законным владельцам. Недавно еще один предмет антиквариата был возвращен Музеем Израиля, расположенным в Иерусалиме.
В этот раз музей передал владельцам картину «Сад в Ванзее», написанную талантливым мастером Максом Либерманом. Многие исследователи называют это произведение лучшим импрессионистическим пейзажем художника в собрании музея. Однако по закону эта антикварная картина принадлежит наследнику Марка Кассирера, обладавшего полотном в довоенный период.
Кассирер был богатым предпринимателем, работавшим в Берлине. Представители его семьи создали известную династию антикваров. Коллекционер с приходом нацистов к власти вынужденно продал свою компанию под названием «Dr. Cassirer & Co.». Затем судьба закинула его в Швейцарию, а спустя некоторое время – Англию. Все, что находилось во владении Кассирера, в 1941 году конфисковали нацисты.
Картина Либермана под названием «Сад в Ванзее» после окончания войны была найдена союзниками, однако сразу обнаружить владельца полотна не удалось. Работа была передана в комиссию, занимавшуюся вопросами реституции произведений искусства, принадлежавших жертвам Холокоста. Так как собственников картины организация не смогла найти, она передала полотно в музей, как и другие предметы еврейского культурного наследия.
Шедевр Либермана было решено отправить в Иерусалим в Национальный музей, превратившийся в 1965-м году в Музей Израиля. Уже несколько десятилетий работники этого музея занимаются поисками владельцев вошедших в его собрание произведений искусства, а также их законных наследников. Музей уже провел не одну реституцию: недавно своих владельцев нашли произведения «Возвращение Товия» кисти Либермана и «Танец с вуалью», созданный Паулем Клее.
Определить владельца «Сада в Ванзее» удалось благодаря найденной в архиве фотографии, содержавшей изображение комнаты Кассирера на которой четко видно полотно Либермана. Картину было решено немедленно передать наследнику, однако после завершения реституционного дела полотно снова было выкуплено музеем.