Поиск по каталогу
Горячие товары
  • Старинный Евхаристический набор из 10-ти предметов: серебро «84», позолота, предметы русского орнаментального шитья. Россия, XVIII - XIX вв. Подробнее2 100 000 руб
  • Икона складень с праздничными клеймами Подробнее70 000 руб
  • Икона Божией Матери Одигитрия. Подробнее6 500 руб

Эксперты оценили состояние российского антикварного рынка

  • 09.04.2013



    С начала мирового кризиса, охватившего рынок искусства, прошло уже пять лет. Хотя в этой сфере еще встречаются некоторые сюрпризы, с того времени западный арт-рынок успел восстановиться: по оценкам экспертов ему хватило и трех лет, чтобы вернуться на докризисный уровень. Однако российский антикварный рынок как будто застыл на месте. Конечно, продажи постепенно растут, цены увеличиваются, а аукционный рынок развивается, но, в общем, продавцы графики и живописи, как и прежде, сетуют на слишком маленькое количество покупателей.

     

    На удивление, при наличии тех же неблагоприятных условий на мировом рынке, продажи не прекращались даже во время кризиса. При этом в России на аукционах по-прежнему активно с молотка уходили старинные монеты, антикварные книги, медали и ордена. По каким-то причинам этот сегмент российского антикварного рынка оказался незатронутым. Почему-то факторы, собирающие в аукционных залах сотни букинистов, нумизматов и фалеристов не работают на рынке графики и живописи.

     

    По сути, двигатели рынка во всех сегментах остаются одинаковыми. Ними являются качество и разнообразие предложения, ликвидность и мода, а также цены разного уровня доступности. На российском арт-рынке ужа давно существует дефицит предметов старины инвестиционного качества. В основном на этот фактор повлияли годы советской власти. Коллекционеры старинных монет вполне могли проживать в коммуналках, храня в своих тумбочках несметные сокровища, но вот владеть живописью в те времена было гораздо сложнее.

     

    Купить антикварные картины, обладающие высокой ценностью, на российском рынке достаточно сложно из-за их дефицита. Хотя некоторые произведения постепенно реэкспортируются из других стран, нехватка качественного предложения присутствует. Сократить дефицит могла бы лишь государственная аукционная продажа антиквариата, находящегося в музейных фондах и не участвующего в экспозициях. Кроме того, на этот фактор могла бы оказать влияние либерализация ввоза и вывоза произведений искусства.

     

    На состояние современного российского арт-рынка влияет также ценовая политика аукционных домов и галерей. Так, купить редкие монеты можно за десять тысяч долларов, но вот антикварные картины инвестиционного качества за такую сумму приобрести невозможно. В этом сегменте часто наблюдаются ценовые диспропорции, когда не только стоимость произведений отдельных авторов, но и одних и тех же работ на российском рынке в несколько раз выше цен зарубежных аукционов.

     

    Однако самой большой проблемой российского арт-рынка остается вопрос ликвидности. Если коллекционер старинных монет может рассчитывать, что он сможет быстро продать свой лот по рыночной стоимости, с живописью вероятность быстрой перепродажи остается очень маленькой. Владельцам старинных картин приходится по несколько лет выжидать момента, пока их произведения смогут не только окупить себя, но и принести прибыль.

     

    Еще одним немаловажным фактором, влияющим на состояние российского арт-рынка остается мода. Если в 2008 году имена коллекционеров живописи и графики были у всех на слуху, сейчас в России значимые коллекции практически не выставляются.