Горячие товары
  • Старинный Евхаристический набор из 10-ти предметов: серебро «84», позолота, предметы русского орнаментального шитья. Россия, XVIII - XIX вв. Подробнее2 100 000 руб
  • Икона складень с праздничными клеймами Подробнее70 000 руб
  • Икона Божией Матери Одигитрия. Подробнее6 500 руб


Старинные картины Эриха Борхерта в ГМИИ им. Пушкина

  • 23.10.2012



    Пушкинский музей шестого декабря представит выставку работ талантливого немецкого художника Эриха Борхерта, практически пятнадцать лет прожившего на территории Советской России и погибшего в сталинских лагерях. В начале Второй мировой Борхерт был назван «врагом народа», поэтому его творчество оказалось вычеркнутым из художественной жизни. Лишь в 1962-м году членам его семьи удалось посмертно реабилитировать Эриха, а его произведения искусства обрели новую жизнь.

     

    Благодаря усилиям дочери и жены художника, до сегодняшнего дня удалось сохранить его многие старинные графические работы, часть из которых будет продемонстрирована на предстоящей экспозиции. Среди них такие предметы антиквариата, как полотно «Женский пляж», написанное в 1931-м году, «Дома под коричневой крышей» 1931-го года, картина «Агитация» 1932-го, а также раритетные рисунки «Мать», «Религия на службе рейха», «Демонстрация», «Страх» и многие другие шедевры.

     

    Эрих Борхерт был выпускником известной Высшей школы художественного конструирования и строительства Баухауз, где в разные периоды преподавали Пауль Клее, Оскар Шлеммер, Ласло Мохой-Надь, Василий Кандинский и Лионель Фейнингер. После окончания учебы молодой художник был официально приглашен Советским правительством в Россию, где он руководил работой в художественной группе, занимавшейся проектированием отделочных работ разнообразных интерьеров. Он вместе со своими учениками должен был внедрить основные принципы Баухауза в современную российскую архитектуру.

     

    Борхерт не случайно попал в Россию: его переезд был основан на старых художественных связях, существовавших с восемнадцатого века между Россией и Германией. Творческая интеллигенция двух стран в двадцатых годах продолжала активно взаимодействовать, однако если прежние связи немецких и русских художников были успешными, то в двадцатом веке для многих мастеров, переехавших в Россию, из Германии, они обернулись настоящей трагедией.

     

    Первые годы войны стали трагическими и для Эриха Борхерта. Хотя художник проявил желание отправиться на фронт, он был направлен в стройбатальон, где он часто работал в клубах, на стройках и много рисовал. В 1942-м году его обвинили в подготовке диверсии и арестовали. Спустя два года Борхерт был приговорен к двадцати годам трудовых лагерей. Осенью 1944 года художник погиб в возрасте 37-ми лет.

     

    В российских частных и музейных коллекциях работы Эриха Борхерта не встречаются. Его старинные картины очень редко входят в собрания других стран. В Пушкинском музее хранится лишь два рисунка и две акварели этого мастера, однако после окончания выставки, семья Борхерта в знак благодарности передаст музею еще три его работы. Экспозиция, проходящая до 27 января следующего года, станет настоящим открытием яркого, интересного и многогранного автора.