Горячие товары
Состояние антикварного рынка в России
-
26.09.2012
Ежегодно в осенний период ЦДХ проходит Российский антикварный салон, являющийся единственной московской ярмаркой старого искусства. Также в декабре планируется возобновление работы Международного московского салона изящных искусств, закрывшегося в 2008 году, однако будущее данного мероприятия остается весьма туманным. Собственно, это все относительно крупные ярмарки Москвы, где можно встретить качественные предметы антиквариата.
Подобная ситуация в стране с богатой базой предметов старины, и с достаточным количеством потенциальных покупателей, несомненно, удручает. Уже не один год участники российского антикварного рынка жалуются на то, что эта сфера развивается невероятно медленно.
Причин этому не очень приятному феномену есть несколько. Первая – это фактическое отсутствие российской традиции собирательства, основанное на некоторых аспектах исторического развития страны. Для коллекционирования старого искусства всегда необходим определенный уровень культуры, начитанности и эрудиции. Кроме того, в силу тех же культурных и исторических особенностей развития России, здесь с трудом воспринимается мысль, что частное собирательство является таким же важным сегментом сохранения культурного наследия, как и музейное владение государственного уровня. Во всем мире частные коллекции открыты для специалистов и публики.
В России, с одной стороны, художественный и антикварный рынок входит в систему налогообложения, но с другой – имеются способы ухода от необходимости платить налоги. Сюда стоит добавить и отсутствие государственной поддержки инициатив меценатов на уровне того же налогообложения, хотя такая практика развита во многих странах.
За последние годы все меньше средств было вложено в антиквариат. Для многих эта сфера перестала быть актуальной из-за большого количества скандалов, подделок, воровства и разных теневых махинаций, информация о которых то и дело появлялась в СМИ. Чтобы собирательство старого искусства стало модным, все участники арт-рынка должны создать о нем позитивное общественное мнение, однако сделать это не так просто, ведь в стране мало галерей, специализированных институций, прессы и образовательных учреждений этого профиля.
Государственным лицам антикварный рынок не интересен – проявляется это даже на статусном уровне. К примеру, на открытии Биеннале антикваров в Париже практически всегда присутствует президент, а вернисажи брюссельской ярмарки BRAFA не обходятся без участия королевской династии Бельгии. Российские антикварные салоны таким вниманием высокопоставленных лиц никогда не пользуются.
На законодательном уровне жизнь частных коллекционеров также не упрощается. Основной проблемой так и остается несовершенный закон о вывозе и ввозе произведений искусства, не позволяющий международным аукционным домам проводить торги в России, а известные зарубежные галереи редко появляются на ярмарках.