Горячие товары
  • Старинный Евхаристический набор из 10-ти предметов: серебро «84», позолота, предметы русского орнаментального шитья. Россия, XVIII - XIX вв. Подробнее2 100 000 руб
  • Икона складень с праздничными клеймами Подробнее70 000 руб
  • Икона Божией Матери Одигитрия. Подробнее6 500 руб


3D сканирование позволит раскрыть все секреты предметов старины

  • 14.08.2012



    За последние годы развитие технологии 3D позволило ответить на многие вопросы, связанные с определением авторства работ старых мастеров. Недавно при помощи этой новейшей технологии удалось установить, что некоторые шедевры, созданные Рубенсом и Микеланджело, на самом деле были закончены их учениками.

     

    На протяжении нескольких столетий считалось, что старинный портрет юного фламандского художника ван Дейка был написан его учителем Рубенсом, однако 3D технология показала, что шедевр был в действительности автопортретом блестящего молодого живописца.

     

    Установить автора работы удалось британскому 3D консорциуму, долгое время работающему над созданием максимально точного метода трехмерного сканирования, позволяющего устанавливать подлинность не только живописных полотен, но и старинных скульптурных произведений.

     

    Антикварное полотно ван Дейка, как и многие другие предметы старины, были проверены при помощи устройства, получившего название Mini-Dome, обладающего одиннадцатью камерами и 198 источниками света. Объект, подлежащий экспертизе, медленно вращается и рассматривается под разными углами. На экране появляется несколько десятков тысяч изображений, анализирующихся компьютером.

     

    Портрет юного ван Дейка был предметом споров историков искусства на протяжении долгого времени. Многие специалисты считали, что полотно, находившееся в доме-музее Рубенса, на самом деле не принадлежало его кисти. Недавний рентгеновский анализ подтвердил теорию тех, кто оспаривал авторство Рубенса. Изучив мазки, ученые обнаружили, что антикварный портрет состоял из нескольких слоев. Это значит, что полотно в процессе создания постоянно исправлялось и переделывалось. Как известно, именно такая техника была характерной для манеры письма ван Дейка, часто переосмысливавшего композицию, тогда как Рубенс создавал свои полотна по заранее обдуманному плану.

     

    При помощи этой технологии исследователям также удалось выяснить, что некоторые детали статуй Микеланджело были созданы другими мастерами. Такое заключение позволили сделать следы от зубила, не характерные для великого мэтра. Ученые использовали 3D сканирование при исследовании известного шедевра «Пьета ди Палестрина» - произведения, предположительно созданного Микеланджело в 1555 году. Хотя работа над этой скульптурой окончится только в следующем году, специалисты уже выяснили, что она была изготовлена совместными усилиями самого мастера и его учеников.

     

    Новая технология 3D сканирования позволит не только определять автора и подлинность антиквариата, но и станет незаменимым помощником при проведении реставрационных работ.