Горячие товары
Более двухсот экспонатов пропало из Музея скульптуры и живописи в Анкаре
-
27.07.2012
Казалось бы, надежнее места для хранения предметов старины и произведений искусства, чем музей, просто не найти. Однако Государственный музей скульптуры и изобразительного искусства, расположенный в Анкаре, заставил общественность в этом усомниться.
Еще в 2010 году правительство получило сведенья об исчезновении из этого музея тринадцати эскизов, созданных знаменитым турецким художником Ходжи Али Ризом. Министр туризма и культуры Анкары сразу же устроил крупную проверку фондов Музея скульптуры и живописи, к которой были привлечены многие известные ученые, эксперты и художники. В ходе проверки выяснилось, что далеко не все предметы антиквариата, хранившиеся в музее, остались в его фондах.
Работники музея изучили и сверили с инвентарными описями более пяти тысяч экспонатов, после чего комиссия установила, что в музейной коллекции не хватает более двухсот произведений искусства. Из них более сорока работ были искусно заменены копиями. Помимо этого подлинность двадцати семи работ вызвала большие сомнения экспертов.
Из музея исчезли старинные картины таких известных турецких художников, как Сефик Бурсали, Зюхтю Мюридоглу,Шевкет Даги Хикмет Онат. В ходе расследования выяснилось, что многие антикварные скульптуры и картины были заменены на подделки самими чиновниками, а оригиналы отправлялись в их дома правительственные здания.
По мнению некоторых специалистов, заимствование экспонатов из музеев для правительственных нужд нельзя считать уголовным делом, ведь такая практика существует во многих странах. В этом случае стоит различать такие два понятия, как собственно «кража», совершенная с целью нелегальной реализации произведений искусства, и «заимствование» предметов антиквариата.
Общественность и пресса, не желая разбираться в произошедших событиях, упрекнула правительство Турции в халатном отношении к предметам старины и явно незаконных действиях. В свою защиту министр культуры заявил, что в Музее скульптуры и живописи не было надежной охраны еще с 1980 года, когда происходил военный переворот. Кроме того, там не было адекватного руководства, инвентаризация не проводилась, а официальная документация должным образом никогда не велись. В музее камеры наблюдения часто были выключены, а хранилища так плотно заставлены предметами искусства, что пропажа экспонатов никогда бы не стала заметной.
В последние годы музей Анкары вовсе был закрыт на реставрацию, что и способствовало методичному хищению антиквариата в течение достаточно долгого периода времени. В ближайшее время будет опубликован полный список пропавших работ, ведь они могли попасть в другие страны к коллекционерам, не имеющим понятия об их происхождении.