Бижутерия: поделка или произведение искусства?

  • 2013-01-26



    До недавних пор коллекционирование старинных украшений заключалось лишь в собирательстве изделий, изготовленных из драгоценных материалов. Однако в последние десятилетия на антикварном рынке популярностью стала пользоваться раритетная бижутерия, изготовленная из разнообразных металлических сплавов, разных сортов цветного и прозрачного стекла, керамики, дерева и даже пластмассы. Интерес к подобным предметам старины вызван главным образом уникальным внешним видом изделий из недрагоценных материалов, ведь они по своей красоте не уступают даже «настоящим» украшениям.

     

    Впервые бижутерия появилась на территории Египта, где распространенными были различные бусы и амулеты, вырезанные из камня. Практически в каждом музее мира можно встретить древние украшения из недрагоценных металлов и камней. Так, Каирский музей демонстрирует статуэтку Нофрет, декорированную восхитительным ожерельем из цветных камней. Также при раскопках гробницы шумерского царя, правившего в 2500 году до н. э., были обнаружены подвески и бусы из недрагоценных материалов.

     

    С наступлением эпохи Возрождения бижутерия стала главным средством обмана с целью получения незаконной наживы. С открытием стекла и металлов бижутерное искусство вышло на новый уровень. Мастера в больших количествах стали изготавливать кольца, браслеты и цепи из разных сплавов. Также искусно подделывались разнообразные драгоценные камни. Купить украшения такого типа могли даже представители средних слоев населения. В это время именно по ювелирным изделиям судили о происхождении и статусе владельца: по благородству металлов и количеству украшений можно было безошибочно определить, с кем приходилось иметь дело.

     

    В восемнадцатом столетии легендарный ювелир Жорж Страсс умело подделывал бриллианты. Его изделия были настолько искусными и красиво выполненными, что многие покупатели не задумываясь принимали их за оригинал. Так, рядом с настоящими сокровищами, изготовленными из драгоценных материалов, появлялись подделки. В некоторых случаях такие украшения покупались преднамеренно и удовлетворяли запросы персон, чьи высокие амбиции слишком превышали имевшиеся возможности.

     

    Подделывание ювелирных украшений очень скоро переросло в отдельную, вполне легальную отрасль, названную бижутерией. Произошло это в эпоху настоящего переворота в моде, осуществленного легендарной Коко Шанель. Именно она помогла бижутерии найти свою нишу в модном обществе и обрести новую роль в мире украшений. Шанель кардинально изменила манеру носить ювелирные изделия: они стали более крупными, яркими и лишенными привычной утонченности. Созданные из металлов «под серебро» или «под золото», ее знаменитые вещи больше не использовались для обмана людей, а служили главным средством для открытия уникального образа современной и стильной женщины.